Америка загнала себя в ловушку. Привыкший к роли "мирового полицейского" Вашингтон замкнул на себя ключевые конфликты XXI столетия — и надорвался. Теперь Белый... | , 30.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Антон Трофимов
Привыкший к роли "мирового полицейского" Вашингтон замкнул на себя ключевые конфликты XXI столетия — и надорвался. Теперь Белый дом и нынешняя американская администрация принялись рассуждать о новой "международной системе, созданной по американским стандартам". Но хватит ли США сил и времени построить такую систему?
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Президент США Джо Байден недавно заявил: "Я думаю, у нас есть возможность, <…> если мы будем достаточно дерзки и уверены в себе, объединить мир так, как этого никогда не было раньше. Мы провели 50 лет в послевоенном периоде, где это работало чертовски хорошо, но теперь вроде как пар вышел. Вроде как вышел пар. Нужен новый, новый мировой порядок. И Соединенные Штаты могут построить его"".
Это — цитата из статьи в газете Al Khaleej (ОАЭ), посвященной как раз замыслам Вашингтона по перестройке мирового порядка. Понимая причины, которые побудили действующего президента США Джо Байдена сделать подобное заявление, арабское издание выражает сомнение в реалистичности этого подхода. "Этот миропорядок стал тяжелым бременем для всех государств, а также для глобальной безопасности, — подчеркивает автор статьи. — Но вместо того, чтобы признать окончательный провал этой системы и принять новую реальность в соответствии с новыми правилами, он решил вернуть "старый-добрый" американский контроль".
Принципиально важное слово — "контроль". Именно контролировать, а точнее, управлять всеми глобальными процессами Вашингтону удавалось последние несколько десятилетий, особенно после того, как удалось развалить Советский Союз. Это принесло Америке небывалые политические и особенно экономические дивиденды. И это же привело ее на край геополитической пропасти, на котором она сегодня балансирует.
"На Ближнем Востоке Америка более одинока [чем в своей позиции по Украине. — ИноСМИ] в защите Израиля и больше теряет старых друзей и партнеров, чем приобретает новых", — сокрушаетсябританский The Economist в редакционной статье "Перенапряженная сверхдержава". Причем этот вывод делается после того, как высказано множество аргументов в пользу по-прежнему непоколебимого мирового могущества Америки. И все равно полностью игнорировать реальность не могут даже британские журналисты. Вот и приходится им изворачиваться, придумывая обтекаемые формулировки для острых проблем.
"По мнению Байдена, помогать друзьям не только возможно, но и необходимо. "Американское лидерство — это то, что объединяет мир, — заявил он. — Наши союзы с партнерами — это то, что обеспечивает нам, Америке, безопасность", — цитирует президента США журнал. — Тем не менее ученые спорят о том, превратился ли однополярный мир, в котором Америка господствовала на земном шаре после холодной войны, в биполярный, в котором Америке бросает вызов Китай, а не Советский Союз".
А о чем спорить? Мир превратился не то, что в биполярный — он стремительно становится многополярным. Разлом давно уже проходит не по линии США-Китай или США-Россия, и даже не между Вашингтоном и союзом Москвы и Пекина. Даже БРИКС+, который многие западные аналитики пытаются представить в виде альтернативы G7 и НАТО, играет в геополитике иную роль. Это союз государств, поставивших перед собой цель отказаться от навязываемых Соединенными Штатами правил и стандартов, которые ограничивают их и с точки зрения суверенитета, и с точки зрения экономического развития.
Именно это никак не могут понять в Белом доме. Там живут реалиями 1990-х, когда влияние Америки в мире было глобальным и абсолютным. И старательно игнорируют все сигналы, посылаемые мировом сообществом. А они демонстрируют готовность стран, набирающих собственный геополитический и экономический вес, построить систему международных отношений — на новых принципах. Среди которых больше не будет таких важных для США правил, как "Америка всегда права", "Доллар превыше всего" и "Тот, кто не нравится Вашингтону, должен быть уничтожен".
Настаивая на дедолларизации мировой экономики, и Россия, и Китай, и их союзники по БРИКС+, и остальные отвернувшиеся от Америки страны не ставят целью уничтожение экономики США, но хотят сделать более сильными и самостоятельными – собственные. Поддерживая государства, с болью, а иногда и с кровью выламывающиеся из клетки американского давления, они не рассчитывают нанести Вашингтону смертельный удар — но желают ослабить удавку диктата Соединенных Штатов. Одним словом, деятельность всех тех, кого Белый дом сегодня записывает во враги, преследует цель предложить миру новую систему отношений, в которой Америка будет всего лишь одним из ключевых игроков.
Увы, именно на это "всего лишь" в Вашингтоне смотрят как на смертельную для Америки угрозу. И понятно, почему. Если — точнее, когда! — подобный сценарий будет реализован, США получат колоссальной силы удар. Прежде всего экономический. За ним последует неизбежный политический коллапс в стране, и без того раздираемой все более жесткими внутренними противоречиями.
Американская экономика последних десятилетий в основном опиралась на доллар в качестве мировой валюты и беспощадную эксплуатацию ресурсов других стран. После 2010-го года найти в Америке товары, на которых красовалась бы гордая надпись "Сделано в США", практически нереально. Легендарные джинсы шьют в Турции или Бангладеш. Сувенирные футболки привозят из Гондураса и Мексики. Электроника приезжает из Китая. Даже знаменитые американские автомобили собирают на заводах, принадлежащих китайским компаниям!
Представим на минуту, что страны БРИКС и неприсоединившиеся государства добились поставленных целей. Мир торгует в самых разных валютах. Национальные экономики обеспечивают не чужую страну, а себя — и множество стран-партнеров. Что тогда произойдет с Америкой? И на каких ролях окажется бывшая сверхдержава?
Именно этого Вашингтон и хочет избежать, заявляя о желании построить "новый старый" миропорядок с собой во главе. И не понимает, что больше всего это похоже на попытку состарившегося вожака волчьей стаи погромче рыкнуть на подросший молодняк, который сужает круги вокруг его поседевшей шкуры. Пока он просто подает голос — его не трогают. Но если он попытается, как встарь, отстоять лидерство клыками и когтями — его сомнут.
У старого вожака есть только один вариант уцелеть — это достойно уйти. Он должен принять изменение статуса и уступить место новым лидерам. Позволить им установить иные законы, основанные не на культе силы. Только так он может сохранить хотя бы толику прежнего влияния и остаться одним из тех, кто принимает решения.
К сожалению для всего мира, Вашингтон категорически не видит себя ни в какой роли, кроме роли вожака. Даже со стертымиклыками и когтями. Он продолжает стравливать между собой другие страны, надеясь, что в пылу схватки они уменьшат число претендентов на его место. Для этого спровоцирован и конфликт на Украине, и новая палестино-израильская война, и зреющее обострение вокруг Тайваня. Причем это далеко не полный и не конечный список "драк", спровоцированных состарившимся гегемоном.
От подслеповатого взгляда американских элит ускользает один критически важный момент. Разрешая все эти конфликты, новые мировые лидеры становятся сильнее. И в геополитическом, и в экономическом, и в военном смысле. Но Америка не хочет в это верить — а значит, не будет. До тех пор, пока не окажется на обочине.