16:19
29 марта ‘24

Посол США в НАТО открестилась от «удара по России», испугавшись серьезного разговора с Москвой

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Согласно уточнениям Хатчисон, она вовсе не призывала «бить по России», а лишь хотела подчеркнуть, что Москва должна вернуться к соблюдению Договора по ракетам средней и малой дальности (РСМД).

Посол США в НАТО Кэй Бэйли Хатчисон вдогонку к своему заявлению о военном ударе по России, с которым она выступила на пресс-конференции 2 октября, опубликовала сенсационное сообщение в Twitter. 

В противном случае США и страны НАТО будут вынуждены «привести свои возможности в соответствие со сложившейся ситуацией», добавила американский посол.

«Полная идиотка»

«Полная идиотка» — именно такой нелестный комментарий получила Хатчисон в числе первых в ответ на свой «уточняющий» твит. Такая эмоциональная реакция читателей на сообщение посла США в НАТО в целом неудивительна: сообщение Хатчисон полностью дезавуирует ее предыдущее «ястребиное» заявление, в котором содержалась прямая и явная угроза в адрес России.

Таким образом «старушка врубила заднюю»: разворот на 180 градусов занял у нее меньше суток. Почему?

Напомним, слова Хатчисон о том, что Альянс разрабатывает меры противодействия по отношению к разрабатываемым Россией новым ракетам, якобы нарушающим положения Договора по РСМД, вызвали бурную реакцию на ее пресс-конференции. 

Журналисты даже не поленились задать уточняющий вопрос: серьезно ли НАТО собирается «ударить» по России, основываясь лишь на неясных данных о разработке (даже не о развертывании) российских систем? Второй ответ Хатчисон был столь же неопределенным в части подробностей, однако указывал на то, что разработка соответствующих систем противодействия перспективным российским разработкам уже ведется.

Тем не менее, даже такая завуалированная угроза в адрес Российской Федерации вызвала бурную реакцию в мировых СМИ, так как такого рода заявления США начисто подрывают статус Договора по РСМД. 

Этот договор, напомним, вступил в силу 1 июня 1988 года и позволил СССР и США ликвидировать целый класс вооружений: стороны обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1—5,5 тыс. км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности. Дополнительно был оговорен отказ от производства, испытаний и развертывания таких ракет в будущем. 

«Нулевой» вариант, принятый в итоговом документе, являлся идеей США и отражал американские интересы. В нем речь шла о комплексах именно наземного базирования, в то время как подобные ограничения для морского сегмента в соглашении не вводились. Такой компромиссный подход со стороны СССР позволил США и НАТО сохранить комплексы морского базирования соответствующей дальности, хотя за время действия Договора по РСМД Альянс и не размещал носителей с ядерными зарядами в морском сегменте, отказавшись и от существовавших разработок. 

В частности, последние КР «Томагавк» морского базирования с ядерной боевой частью (RGM/UGM-109A), которые тоже формально подходили под определение ракет средней дальности, были уничтожены в США в начале 1990-х годов. 

«Новатор». Не путать с «Новичком»

Опасения США и НАТО в отношении российского оружия, подпадающего под ограничения Договора по РСМД, касаются ракет 9М729, которым в западных источниках присвоили индекс SS-X-8. 

9М729 — это новая ракета комплекса «Искандер-М», разработка которой ведется в екатеринбургском ОКБ «Новатор». В прошлом комплексы «Искандер» снабжались несколькими модификациями оперативно-тактических баллистических ракет серии 9М723 (общее американское обозначение SS-26) с дальностью стрельбы до 500 километров. 

Также в «Искандерах», наряду с баллистическими ракетами, применялась и разработанная «Новатором» крылатая ракета 9М728 (американское обозначение SS-Х-7), для которой была заявлена официальная дальность 500 километров. Это соответствовало лимитам Договора по РСМД, запрещающего крылатые ракеты наземного базирования с дальностью более 500 километров.

Реальная дальность 9М729 до настоящего времени нигде официально не оглашалась. Все заключения США и НАТО базируются исключительно на том, что данная ракета подразумевается наземным вариантом крылатой ракеты морского базирования «Калибр», для которой во время применения в Сирии при стрельбах из акватории Каспийского моря была продемонстрирована дальность в пределах 2000—2500 километров. 

Нечеткие снимки с испытаний 9М729 показывают, что ракета имеет длину в районе 8,1 метра (против 6,7 метра у 9М728), что косвенно может свидетельствовать о том, что новая ракета несет увеличенный топливный бак и, как следствие, может применяться на большую дальность.

Столь же спекулятивными выглядят и два других утверждения американской стороны: о комплектации 9М729 ядерными боезарядами и о том, что Россия уже не просто разработала такой тип крылатой ракеты, но и приступила к ее постановке на боевое дежурство. 

В частности, во многих заявлениях НАТО даже указываются места базирования российских «сверхракет» — испытательный полигон Капустин Яр и еще один дивизион с дислокацией «в Центральной части России». Хотя, с точки зрения боевого применения ракеты с дальностью 2000 километров, такое размещение пусковых установок выглядит, как минимум, спорным.

Соринка в американском глазу

Проблемой Договора по РСМД является его выгодность для американской стороны (заложенная в рамках «нулевого» варианта) — в отличие, например, от Договора о ПРО 1972 года, из которого США буднично вышли в 2002 году, приступив к развертыванию систем противоракетной обороны. 

Кстати, развертывание в Румынии и Польше наземных объектов ПРО, оснащенных универсальными вертикальными пусковыми установками Mk 41, пригодными для запуска крылатых ракет «Томагавк», по сути, уже является нарушением Договора по РСМД. 

Все дело в том, что универсальный контейнер Mk 41 может быть легко перенастроен на размещение крылатых ракет вместо прописанных там противоракет ПРО: для размещения там «Томагавков» нужно лишь поменять часть программного обеспечения в системе управления комплекса и поставить соответствующие ложементы, на что требуется лишь несколько часов инженерных работ. 

Вторым явным нарушением Договора по РСМД является массовое применение США ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Ударные БПЛА типа Raptor легко могут быть приспособлены в качестве носителей ядерного оружия, а юридически они еще и подпадают под ограничения РСМД по крылатым ракетам, поскольку в тексте договора нет никакой оговорки относительно многоразовости или одноразовости аппарата применительно к используемому в Договоре понятию «крылатая ракета».

Ну и наконец, третьим фактом длящегося нарушения со стороны США Договора по РСМД является разработка и массовое применение специально разработанных баллистических ракет-мишеней, которые Пентагон использует при испытаниях своих систем ПРО и характеристики которых совпадают с ракетами средней дальности. Создание таких ракет, пусть даже в качестве мишеней, прямо запрещено условиями Договора по РСМД. 

Конечно, США всячески отрицают все три своих нарушения Договора по РСМД, ограничивая деятельность прописанного в соглашении дискуссионного и согласительного механизма — специальной контрольной комиссии. Так, лишь в ноябре 2016 года Вашингтон после 16-летнего демонстративного отказа от работы в рамках специальной контрольной комиссии по Договору, выступил инициатором ее созыва в Женеве — как раз для того, чтобы обсудить гипотетическое российское нарушение Договора по РСМД, связанное с разработкой ракеты 9М729. 

Впрочем, пока механизм контрольной комиссии так и не заработал — о чем свидетельствуют очередные заявления высших должностных лиц США и Альянса.

Взаимность — она и в политике, и в любви

Нынешнее положение США в вопросе Договора по РСМД достаточно пикантно. С одной стороны, любые обвинения против России пока что выглядят бездоказательно. С другой стороны, «поход за доказательствами» может вынести целый пласт неудобных вопросов к самим США. 

Скорее всего, в силу этого, Россия по-прежнему будет формально настаивать на том, что не осуществляет никаких нарушений Договора, стараясь принудить США использовать во взаимодействии не пустые политические заявления, которые потом приходится дезавуировать американским дипломатам, а реальную работу в рамках специальной контрольной комиссии по Договору о РСМД.

Мотивы России в вопросе испытаний 9М729, которые при этом, к тому же, не сопровождаются массовым развертыванием этого мощного оружия, понятны. При таком варианте действий Москва формально отправляет «мяч» на американскую сторону, предлагая либо денонсировать Договор по РСМД (и снять сковывающие Россию положения «нулевого варианта»), либо приступить к внесению всех смежных тем в повестку Договора по РСМД. 

Уже видно, что переговоры по американской ЕвроПРО находятся в глухом тупике, а проблема применения ударных беспилотников и, например, гиперзвуковых ракет и вовсе не поднималась в тексте оригинального Договора. 

В этом, как видится, и кроется нелепое «уползание» Хатчисон на исходные позиции, испугавшейся предметной беседы с Москвой в отношении Договора по РСМД. К такого рода серьезному разговору США, с их «рыльцем в пуху», пока не готовы, предпочитая ограничиваться пустыми мантрами о «российской угрозе».