17:10
16 апреля ‘24

Западный маршрут "Силы Сибири" застрахует Китай от повторения туркменского прецедента

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Интерес Китая к западному маршруту «Силы Сибири» обусловлен негативным опытом зимы прошлого года, когда Туркмения по необъяснимым причинам резко сократила поставки газ

Интерес Китая к западному маршруту «Силы Сибири» обусловлен  негативным опытом ноября-декабря прошлого года, когда Туркмения по необъяснимым причинам резко сократила поставки газ, считает заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов РФ Алексей Белогорьев.

Увеличение поставок газа в Китай

«Газпром» обсуждает с китайской компанией CNPC увеличение поставок газа в Китай. Обсуждается не только дополнительная загрузка сверх контракта газопровода «Сила Сибири», возобновились переговоры по вводу западного маршрута через Алтай. Глава «Газпрома» Алексей Миллер считает такой подход наиболее быстрым способом решения проблемы Китая по покрытию сезонных и суточных пиков потребления на северо-западе страны.

«Западный маршрут действительно активно обсуждается, причем это происходит впервые за все время существования проекта. Более того, именно китайская сторона проявила инициативу, хотя до сих пор российское предложение никакого отклика не находило.

Интерес Китая обусловлен  негативным опытом ноября-декабря прошлого года, когда Туркмения по необъяснимым причинам резко сократила поставки газа. В итоге ситуация привела к энергетическому кризису, и в Китае явно не хотят повторения этой истории», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».

В CNPC признают, что проблема удовлетворения спроса в момент пикового потребления имеет место, но в то же время не спешат соглашаться на новые объемы импорта из России, обращая внимание на вопрос цены. Напомним, что западный маршрут - это так называемый проект «Алтай» или «Сила Сибири-2», который предполагает поставки газа на северо-запад Китая напрямую из Западной Сибири, с действующей ресурсной базы.

Алексей Белогорьев связывает возобновление переговоров по западному маршруту, прежде всего с намерениями Китая найти резервный источник газа, который входил бы на территорию страны в Синьцзян-Уйгурском округе, если в перспективе с поставками из Туркмении возникнут такие же осложнения.

Стоимость поставок газа в Китай 

«Но помимо резервной роли новый маршрут может стать своеобразным механизмом давления на туркменскую сторону, чтобы она была сговорчивее в вопросах поставок. Пекину крайне важно показать не только Туркмении, но и всем среднеазиатским странам, что они не единственные поставщики, у них есть вполне реальная альтернатива.

Что касается самих переговоров, то цену можно назвать основным параметром, так как все прочие нюансы и раньше не вызывали разногласий. В случае с ценой проблема в том, что мы имеем крайне неустойчивую ситуацию с ценообразованием на рынке газа – сейчас он вошел в кризисную модель ценообразования. Какой должна быть роль привязки к нефтепродуктам, есть ли там ориентация на спотовый торговый рынок, на какую площадку – вопросов вокруг цены поставок очень много, и их решение потребует времени», - считает Белогорьев.

При этом западный маршрут "Силы Сибири" смотрится выигрышнее восточного, так как там не идет речь об огромных инвестициях и длительных сроках их  окупаемости. По мнению эксперта, для России главное в предстоящих переговорах сохранить паритет цен с европейским рынком, чтобы поставки в Китай были не менее выгодны, чем на европейский рынок.

Напомним, что поставки в Китай по «Силе Сибири» в течение пяти лет должны достигнуть контрактного уровня в 38 млрд кубометров в год. Но спрос на газ в Китае растет еще более стремительными темпами. В текущем году рост спроса составляет 17,5%, а к 2025 году, по прогнозам «Газпрома» спрос может вырасти еще на 80%, или на 195 млрд кубов в год. Алексей Белогорьев находит такой рост возможным, но в то же время называет цифры ориентированными на верхнюю планку возможного диапазона.