Политолог Евгений Тинянский поделился впечатлениями от своего участия в популярных политических тв-программах.
Политические шоу собирают все ещё существенную аудиторию и провоцируют весомый общественный резонанс. Да, мы можем наблюдать существенный спад интереса к подобного рода программам, но не стоит отрицать тот факт, что количество любителей «залипнуть» на Соловьеве хоть и падает, но пока ещё велико.
Я был неоднократно участником всякого рода тв-шоу на федеральных каналах. И вот решил совсем немного рассказать о некоторых моментах, которые могут быть вам интересны. Написанное ниже будет иметь равное отношение к большинству политических шоу на российских каналах. Итак, поехали.
Как попадают в «ящик»
Перед тем, как пригласить кого-то на шоу в качестве гостя или эксперта, ему обязательно позвонят и проведут в телефонном режиме собеседование. Зададут вопрос по теме и попросят дать оценку. Запись вашей беседы будет писаться на диктофон и потом попадет к редактору, который уже и решит, звать вас или нет. Если вы скажете что-то, что расходится с генеральной линией, то вероятнее всего вас не пригласят. Ну сами подумайте, зачем вы им нужны, если можете поломать весь сценарий?
Допустим, вы сказали то, что устроило редакторов. Тогда вас пригласят на программу. Но это ещё не всё.
По приходу в студию вас напоят чаем с печеньем и соберут в одной комнате всех приглашенных. Там вас попросят стать в круг, и один из редакторов предложит обсудить тему, близкую той, которая будет на самом шоу. Ну или ту же самую. И тут начинается чистый театр и драма. Приглашенные должны соревноваться в красноречии и эпатаже, чтобы понравиться редактору и иметь вероятность в процессе программы получить слово. Тут играет свою роль все, от мимики и жестикуляции, до одежды.
Я порой наблюдал такие ужимки и прыжки, что можно было обхохотаться. Опять же, если вы скажете что-то не системное, то вас не прогонят, но и микрофон на самом шоу вам никто не даст. Хотя возможен и обратный вариант.
Как-то один мужчина ну прямо блистал на фоне остальных в гримёрке. Казалось бы все, дадут слово и на самом шоу. В итоге парняга все шоу ерзал на скамейке и тянул руку аки школьник, а микрофон ему так и не дали. По окончании программы с ним случилась настоящая истерика, он говорил, что более никогда не придёт на этот цирк, хотя сам до этого не плохо справился с ролью клоуна. Ну да ладно. А, и ещё, на подобных спичах решают как и кого рассаживать в студии.
И вот всех сопровождают на съемочную площадку, рассаживают и начинается вторая часть Марлезонского балета, а именно само шоу. За кажущимся сумбуром и перепалками скрывается четкий сценарий. Поверьте, никогда не прозвучит в эфире то, что не должно там прозвучать. А если и прозвучит, то это услышит минимум зрителей. Во-первых, прямой эфир нельзя назвать прямым, ибо есть разница в часовых поясах. И если на центральные регионы идёт прямой, то на Камчатку как бы уже не совсем. И наоборот.
Во-вторых, как мне говорили и как я понимаю это сам, во время прямого эфира есть техническая задержка примерно в 30 секунд. Поверьте, профессионалам этого вполне достаточно, чтобы вырезать вашу не согласованную речь или пустить рекламу или срочную новость. И да, если вы сказали не то, то в записи вас не будет точно. Я это ощутил на себе.
12 февраля 2015 года я в эфире программы "Специальный корреспондент" на фоне всеобщего одобрямса жёстко раскритиковал заключение Минских соглашений. Из-за того, что речь была более минуты, в прямой эфир это попало. А вот на записи меня уже не было.
Если во время шоу вам есть что сказать, то вы подаете знак девушкам с микрофоном. Одна из них спрашивает, что вы хотите сказать и вы ей кратко передаёте суть. Она это по рации передает редактору и он решает, давать вам микрофон или нет.
Протокольные аплодисменты
Да, друзья, все аплодисменты, которые вы слышите во время тв-шоу являются протокольными и звучат по команде специальной тётки, которая сидит со зрителями. Когда тётка начинает хлопать в ладоши, это подхватывают и остальные зрители в зале.
Напоминаю, что зрители туда ходят вроде как за денежку и вполне себе обучены. Поэтому, если вы слышите аплодисменты на очередную чушь, сказанную каким-то экспертом, то значит так и нужно. Это не спонтанная поддержка зрителей. При этом сказанное экспертом может быть откровенным бредом. Просто так надо.
Поверьте, если эксперт выйдет в центр зала и спустит штаны, а тётка решит в это время похлопать, то у зрителя сложится мнение, что сей поступок нашел поддержку у зрительского зала.
Вот такой нехитрый психологический приемчик, но ооочень действенный. Это добавляет динамики самому шоу и позволяет убедить людей в том, что сказанное нашло поддержку у зрителей в зале и должно найти поддержку и у тв-зрителей. И, таки находит. Люд слаб, думать не охота, проще присоединиться к большинству. Даже если это большинство иллюзия и фальш умело срежиссированная.
О гостях и экспертах
Вы могли заметить, что на тв-шоу сформирован своего рода пул экспертов. При этом они эксперты практически по всем вопросам и бегают из студии в студию, с канала на канал. Они могут вещать о темах, к которым не имеют никакого отношения и это дико бесит. Они порой городят откровенную пургу и меняют своё мнение. Но протокольные аплодисменты приходят на помощь.
А и ещё. Если вы хотите возразить кому-то из этого пула, то вам этого сделать не дадут. Я как-то во время эфира поймал Коротченко на дезинформации и некомпетентности, хотел поправить, но микрофон так и не дождался.
И ещё, не смотрите на накал страстей а самом шоу. Вне эфиров противоборствующие лагеря обнимаются, целуются и сидят за одним столом поглощая бутерброды. За накалом и взаимными оскорблениями на самих эфирах не стоит ничего. После съёмок многие из противоборствующих лагерей отправляются в одной машине в ресторан и там царит милейшая обстановка дружбы и идилии. В то время, как вы дрожите в негодовании от слов Славы Ковтуна, его противники по шоу могут с ним пить на брудершафт не дешёвые напитки. Приземляйтесь, это все театр.
Да и сами эксперты то взялись из ниоткуда. Ковтун никогда не был политологом, Майкл Бом вообще не понятно кто и вылез только за счёт знания русского языка, Долгов Костенька мутнейший товарищ, о котором я даже кино делал. Эскин, Коротченко и прочие. Кто это и откуда они??? Да просто выплыли на волне.
По поводу денег
Участникам шоу платят деньги, я субъективно в этом уверен. Лично я ведомостей не видел, но наблюдал, как некоторые из этих персонажей выстраивались за конвертами, в которых, думаю, не поздравительные открытки. За что, то ли за участие, то ли это возмещение транспортных расходов- не знаю. Анатолий Шарий считает, что там возмездная основа и я придерживаюсь его точки зрения. Опять же, гонорары получают не все. Слава Ковтун в Москве живёт и вполне себе безбедно, пока многие из зрителей, которых он завет ватой, имеют в холодильнике позавчерашний суп и высохшие макароны.
Стоп-лист
На ТВ есть черный список из персон, которые не желательны в эфире. В основном это люди, впавшие в немилость и есть вероятность того, что они своим присутствием или словами могут повлиять на общественное мнение или затмить авторитетом или интеллектом какого-то приглашенного VIP-эксперта. Ведь ток-шоу это не только инструмент воздействия на умы, это ещё и инструмент пиара. А распиаренный человек получает медийность и узнаваемость.
Поэтому, если есть малейшее опасение того, что человек самостоятелен и не колеблется согласно нужным ветрам, то он вряд ли попадет на тв. А если попадет, то микрофон не получит. И не только потому, что его не хотят делать медийным, а так же из страха, что он поставит на место кого-то из VIPов. Уж поверьте, это очень легко. С умным человеком лозунгами говорить не выйдет. И есть не иллюзорная вероятность того, что зрители узнают, что стараниями РФ на Донбассе построен обыкновенный бандитский паханат, у которого нет никакой поддержки кроме тех лиц в РФ, которые в нем заинтересованы, потому как сами не понимают, как выходить из ситуации.
Я неоднократно общался с телевизионщиками, говорил им, что люди пресытились оголтелой пропагандой и не меняющимися лицами. А ныне я с удовольствием наблюдаю то, что люди стали искать и доверять информации в интернете на альтернативных сайтах, блогах и в соцсетях. И вверху это тоже стали понимать. Отсюда и куча инициатив по цензурированию интернета. Но это уже тема для другой статьи.
Источник