Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия побеждает на Украине, пишет The Economist. В следующем году Москва окажется в более выгодном положении на поле боя. Главное преимущество Путина в том, что Европе не хватает стратегического размаха, отмечается в статье.
Впервые с тех пор, как Владимир Путин ввел на Украину войска 24 февраля 2022 года, складывается ощущение, что он может победить. Президент России перевел свою страну на военные рельсы и упрочил свою власть. Он закупает военные товары за границей и настраивает Глобальный Юг против Америки. Что еще важнее, он подрывает убежденность Запада в том, что Украина не только может, но и должна выйти из конфликта процветающей европейской демократией.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Запад мог бы сделать гораздо больше, чтобы расстроить Путина. Если бы он захотел, то мог бы задействовать промышленные и финансовые ресурсы, которые превосходят российские. Однако ему мешают фатализм, беспечность и поразительное отсутствие стратегического размаха — особенно в Европе. Западу необходимо срочно стряхнуть с себя эту летаргию — ради себя самого и ради Украины.
Победа Путина в принципе возможна потому, что она зависит от выносливости, а не от захвата территории. Сегодня ни одна из армий не в состоянии вытеснить противника с подконтрольной ему земли. Контрнаступление Украины застопорилось. Россия теряет более 900 человек в день в боях за Авдеевку в Донбассе (автор статьи явно использует украинские пропагандистские данные, надежных источников информации у него нет. – Прим. ИноСМИ). В этом конфликте все решает оборона, и она может продлиться долгие годы.
Однако поле битвы формирует политику. Импульс влияет на моральный дух. Если Украина отступит, несогласие в Киеве зазвучит еще громче. На Западе также заговорят о том, что отправлять Украине деньги и оружие — лишь пустая трата времени. Но как минимум в 2024 году Россия окажется в более сильной позиции, чтобы продолжать борьбу: у нее будет больше беспилотников и артиллерийских снарядов, потому что ее армия разработала успешную тактику радиоэлектронной борьбы против ряда украинских вооружений, а Путин готов терпеть ужасающие потери среди личного состава (все та же пропагандистская песня об "ужасающих потерях", не подкрепленная надежными источниками. – Прим. ИноСМИ).
Отчасти преимущество России на поле боя объясняется расширенной иностранной поддержкой. Путин получил беспилотники из Ирана и снаряды из Северной Кореи (и отчитался об этом перед редакцией The Economist? – Прим. ИноСМИ ). Он убедил основную часть стран Глобального Юга в том, что происходящее на Украине их не касается. Турция и Казахстан стали товарными артериями, питающими российскую военную машину. План Запада ограничить доходы от российской нефти при помощи потолка цен на уровне 60 долларов за баррель провалился: за пределами его досягаемости вымахала новая торговая структура. Нефть марки Urals из России торгуется по цене в 64 доллара за баррель, подорожав с начала 2023 года почти на 10%.
Путин побеждает еще и потому, что укрепил свои позиции внутри страны. Теперь он абсурдно внушает соотечественникам, что они вовлечены в борьбу за выживание против Запада. Простым россиянам конфликт, может, и не нравится, но они привыкли. Элита ужесточила контроль над экономикой и зарабатывает кучу денег. Путин может позволить себе выплачивать пожизненное содержание семьям тех, кто сражается и умирает.
Учитывая все это, неудивительно, что настроения в Киеве постепенно мрачнеют. Политика вернулась, и борьба за влияние обострилась. Президент Украины Владимир Зеленский и верховный генерал Валерий Залужный повздорили. Внутренние опросы показывают, что репутацию Зеленского среди избирателей подорвали коррупционные скандалы и опасения по поводу будущего Украины.
Западные правительства утверждают, что преданы Украине как никогда. Но опросы по всему миру показывают, что многие в этом сомневаются.В Америке администрация Байдена никак не убедит конгресс выделить Киеву новый транш на сумму свыше 60 миллиардов долларов. Скоро на пути встанет предвыборная кампания следующего года. Если президентом снова станет Дональд Трамп, обещавший мир в кратчайшие сроки, Америка может вообще прекратить поставки оружия, причем внезапно.
Европе следует мысленно готовиться к этой ужасной возможности. Кроме того, американская помощь может сократиться вне зависимости от того, кто в данный момент заседает в Белом доме. Однако вместо этого европейские лидеры ведут себя так, словно у руля вечно будет щедрый Джо Байден. Европейский союз пообещал Украине 50 миллиардов евро (56 миллиардов долларов), но их выплату задерживает Венгрия — и к тому же бюджетная неразбериха в Германии. В декабре ЕС должен дать понять, что готов начать переговоры о членстве Украины. Но многие полагают, что этот процесс будет намеренно затягиваться, поскольку расширение не только трудная задача само по себе, но и угрожает корыстным интересам. Премьер-министр Италии Джорджа Мелони в ходе недавнего розыгрыша призналась, что Европа устала. Можно было бы подумать, что президентство Трампа косвенно упрочит поддержку Украины, поскольку Европе придется взвалить на себя ответственность за собственную оборону. Но один лидер в частном порядке предсказал, что поддержка на самом деле расколется еще больше.
Это было бы катастрофой. К 2025 году Путин может начать тяготиться боевыми действиями. Россияне начнут все громче возмущаться принудительной мобилизацией и инфляцией, а также тем, что деньги вместо общественных нужд утекают на армию. Однако просто надеяться, что его режим рухнет, бессмысленно. Он может просидеть у власти еще долгие годы, и в таком случае он будет угрожать дальнейшей враждой, потому что это его оправдание для внутренних репрессий и страданий собственного народа. Он уничтожил перспективы своей страны, изолировав ее от Европы и отправив самых предприимчивых в изгнание. Без конфликта вся пустота и фальшь его правления станут вопиющими.
Поэтому Европа должна считать Путина главной долгосрочной угрозой своей безопасности. Россия будет перевооружаться. Она накопит боевой опыт. Европейское военное планирование должно гарантировать, что Путин не почувствует слабину у себя на флангах, — особенно если он усомнится в готовности президента Трампа сражаться в случае нападения на страну НАТО.
Лучший способ сдержать Путина для Европы — продемонстрировать решимость и показать прямо сейчас, что она всецело привержена делу процветающей, демократической, смотрящей на Запад Украины. Важно и оружие, особенно противовоздушная оборона и ракеты большой дальности для ударов по российским линиям снабжения. Кроме того, ключевую роль будет играть очередной транш американской помощи. Поскольку арсеналы истощены, необходима дополнительная работа по наращиванию потенциала западных производителей оружия. А санкции помогут вбить клин между режимом и элитой.
Необходимы политические действия в самой Европе. Путин будет атаковать города Украины и подрывать ее общество, чтобы не дать стране превратиться в западную демократию. В ответ Европа должна умножить свои усилия, чтобы обеспечить прогресс Украины, посулив деньги и членство в ЕС. Европейские лидеры не осознают масштабов этой задачи — более того, слишком многие от нее даже уклоняются. Это глупость. Им следует прислушаться к Льву Троцкому: может, вас война и не интересует, но вы ее — очень даже. (В действительности нет достоверных свидетельств, что эта фраза принадлежит Троцкому. Зато в споре с американским философом и профессором Нью-Йоркского университета Джеймсом Бернамом он сказал: "Бернам не признает диалектики — зато диалектика признает Бернама". – Прим. ИноСМИ).