Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Среди сотен ничем не примечательных бетонных зданий Кремниевой долины — ведущего инновационного кластера США, где расположены штаб-квартиры ряда крупнейших высокотехнологичных компаний — можно обнаружить на удивление много молитвенных домов. И это удивительно, поскольку население Кремниевой долины известно своим агностицизмом, а не религиозностью.
Питер Боуз (Peter Bowes)
Корреспондент BBC Capital решил узнать, как в Кремниевой долине обстоят дела с религией и духовностью, и был удивлен.
Среди сотен ничем не примечательных бетонных зданий Кремниевой долины — ведущего инновационного кластера США, где расположены штаб-квартиры ряда крупнейших высокотехнологичных компаний — можно обнаружить на удивление много молитвенных домов.
Их прихожане — успешные и богатые жители технологической столицы мира. И это удивительно, поскольку население Кремниевой долины известно своим агностицизмом, а не религиозностью.
«Это место влечет личности типа А (психологический термин, описывающий активных, склонных к конкурентной борьбе людей — Ред.), — говорит Винсент „Скип“ Вакарелло, автор книги „Найти Бога в Кремниевой долине“ (Finding God in Silicon Valley). — Очень немногие люди из этой категории регулярно посещают воскресную службу в церкви. Их боги — это деньги, новые технологии, успех и тому подобное».
Согласно недавно проведенному исследованию, Сан-Франциско, Окленд и Сан-Хосе лидируют среди американских городов с наименьшим числом верующих, принадлежащих к традиционным конфессиям.
Этот образ равнодушного к религии населения дает неверное представление о реальном положении дел: новые молитвенные дома, возникающие тут и там по всей Кремниевой долине и в более обширной агломерации залива Сан-Франциско, не испытывают недостатка в ревностных прихожанах.
По-видимому, работа и дом не всем заменяют тягу к духовности.
Церкви, храмы, другие места поклонения открываются в бизнес-парках, складских помещениях и общественных центрах.
«Сюда приходит много людей — они осознали, что можно сделать головокружительную карьеру, зарабатывать бешеные деньги, но всего этого все равно недостаточно для настоящего душевного покоя», — говорит 25-летний Остин Уолтерман, работающий в индустрии компьютерных игр.
Термин «Кремниевая долина» появился в 1970-х гг. Он описывает территорию с большой плотностью высокотехнологических компаний к югу от Сан-Франциско, которая включает такие города, как Пало-Альто, Маунтин-Вью, Саннивейл и Сан-Хосе.
Кремниевая долина — локомотив американской экономики; ее ВВП сравним с ВВП некоторых из наиболее экономически развитых стран мира, а воротами в нее служит Сан-Франциско — сам по себе крупный финансовый центр.
«Изголодались по религии»
По мере роста технологического сектора американской экономики центральная часть Сан-Франциско — города, где в конце 1960-х зародилась контркультура хиппи — начала ассоциироваться больше с желанием разбогатеть, нежели с поиском духовного опыта.
Но в наше время на одной из периферийных улочек города приютилась церковь новой ветви евангелистского христианства — Эпическая церковь (Epic Church).
Эта церковь непохожа на, скажем, куда более традиционный Собор Божьей благодати в районе Ноб-Хилл. Но она привлекла к себе неприкаянные души города, а также офисных трудяг Кремниевой долины.
Основанная в 2011 г. пастором Беном Пилгрином, Эпическая церковь располагается за стеклянными дверьми современного офисного здания к северу от площади Юнион. С улицы ничто не выдает ее присутствие — кроме скромного указателя, стоящего на тротуаре.
Прихожане носят джинсы, шорты и сланцы. Одни обновляют статус своего местоположения на мобильных устройствах, другие направляются в просторный конференц-зал за стеклянной перегородкой, чтобы пообщаться со знакомыми. В главном зале музыкальный ансамбль разогревается перед службой.
На службу собралось уже около 500 прихожан, и постоянно прибывают новые. Все они полны энтузиазма.
«Это означает, что люди изголодались по религии, — говорит Пилгрин. — Тут есть люди, за последние два года ставшие миллионерами в результате выхода компаний Facebook и Twitter на IPO. Многие чрезвычайно успешные бизнесмены приходят к нам, потому что хотят от жизни чего-то большего».
Хотя Уолтерман, по его собственному выражению, занят делом своей мечты, он начал посещать церковь, потому что почувствовал, что в его жизни чего-то не хватает.
«Благодаря церкви я приобрел лидерские качества, — говорит он. — Я стал лучше относиться к окружающим меня людям, церковь действительно изменила мою жизнь».
В самых неожиданных местах
Неприметные снаружи церкви, храмы и молитвенные дома Кремниевой долины, представляющие большой диапазон верований и конфессий, возникают порой в самых неожиданных местах.
Подобно тому, как высокотехнологичная отрасль когда-то зародилась в гаражах, приспособленных под первые примитивные мастерские, службы проводятся в незанятых складских помещениях.
«Речь идет не о традиционных храмах с куполами или минаретами», — говорит профессор Филип Бу Райли, преподающий религиоведение в Университете Санта-Клара с конца 1970-х гг.
Он продолжает: «Через дорогу от тайваньского буддистского центра Западной школы недавно открылся новый индуистский центр. Похоже, у индусов сейчас строительный бум. Дальше по улице — корейская пресвитерианская церковь. Но все эти места не бросаются в глаза — они выглядят как ничем не примечательные офисные помещения».
Большая часть денег на строительство новых церквей или расширение существующих собирается в форме пожертвований от успешных бизнесменов. Богатство обитателей Кремниевой долины позволило индуистским храмам, которые раньше едва сводили концы с концами, превратиться в центральные объекты местной индийской диаспоры.
«За те 30 лет, что я здесь живу, количество представленных в округе религий несомненно выросло, — говорит Райли. — Их присутствие не всегда бросается в глаза, но в целом религии стало гораздо больше».
Индийская община тесно связана со многими инновациями, прославившими Кремниевую долину. Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, показывает, что в период с 2006 по 2012 гг. 32% всех новых компаний, основанных иммигрантами в этом регионе, пришлось на индийских предпринимателей. А самые одаренные представители общины стали миллиардерами.
Индуистский храм в Саннивейл недавно открылся после реконструкции стоимостью в 2,4 млн долл. Теперь у него есть огромный молитвенный зал, украшенный десятками мраморных статуй богов и богинь.
«Переехав сюда за десятки тысяч километров из Индии, мы привезли с собой свою культуру, — говорит Аннапурна Деви Пандей, профессор антропологии из Калифорнийского университете в Санта-Крузе. — Зная, что наши дети, когда вырастут, тоже будут жить здесь, мы хотим создать для них уголок Индии».
Нерелигиозная церковь?
В городе Пало-Альто, расположенном в сердце Кремниевой долины, находится еще одна необычная церковь — Христианская городская (Christian City Church или C3 Church). Потенциальных прихожан она зазывает таким слоганом: «Вы не религиозны? Мы тоже».
Каждое воскресенье на стене здания еврейского общественного центра, в котором церковь снимает помещение, вывешиваются разноцветные флаги.
Царящая в лекционном зале атмосфера вызывает ассоциации скорее с ночным клубом, чем с местом совершения богослужений. Христианская городская — детище австралийского пастора Адама Смоллкомба, переехавшего в Кремниевую долину с единственной целью — основать здесь церковь.
«Мы хотели дать людям возможность принадлежать к нашей церкви вне зависимости от их верований», — говорит Смоллкомб.
По его словам, мероприятия, проводимые Христианской городской, не носят религиозного характера, так что церковь не подпадает «под официальное определение религиозной организации».
Напротив, говорит он, «наш основной постулат заключается в том, что в определенных случаях необходимо ставить на первое место общину, а не Христа».
Вадим Лаврусик, работающий менеджером по продукции в компании Facebook, приходит на собрания церкви вместе с семьей. По его словам, Христианская городская является отражением предпринимательской культуры Кремниевой долины, стимулирующей нестандартное мышление.
«Здесь поощряются умение думать независимо и стремление разобраться в вещах», — говорит он.
Местным прихожанам разных конфессий, вне зависимости от степени религиозности, похоже, удается примирить свои духовные искания с культурой «победы любой ценой», пронизывающей Кремниевую долину.
Духовные поиски в этой высокотехнологичной агломерации теперь стали проще — больше не нужно беспокоиться о том, что коллеги-агностики заклеймят тебя позором.
Кремниевая долина — весьма замкнутый в себе мир, обитатели которого могут попасть в зависимость от постоянной гонки за разработкой новых технологий и основанием все новых компаний, говорит Вакарелло. Далеко не для всех в этом заключается рецепт счастья, отмечает он.
Вакарелло, который на протяжении многих лет не посещал церковь, сейчас занимает пост председателя собрания предпринимателей, известного как Завтрак бизнесменов Кремниевой долины с утренней молитвой.
«Просто я чувствовал, что в моей жизни чего-то не хватает», — объясняет он.