Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дмитрий Добров
Глава немецкого технологического концерна Bosch Штефан Хартунг считает, что пройдет как минимум 30-35 лет, прежде чем мировой автопром полностью перейдет на электромобили. По мнению Хартунга, поставленная Еврокомиссией задача полностью отказаться от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) к 2035 году является нереалистичной. По его мнению, несмотря на экспансию электрокаров, заводы обязаны и дальше производить традиционные автомобили с бензиновым и дизельным мотором, иначе спрос автомобилистов в мире не будет удовлетворен. Машины с ДВС еще много десятилетий будут бегать по дорогам, заявил Хартунг на страницах венской Exxpress. Кроме того, необходимо учитывать требования водителей за пределами Европы, которые не готовы отказаться от традиционных авто.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Всего в мире насчитывается около 1,4 миллиарда автомобилей. Если остановить производство на всех заводах, которые выпускают порядка 90 миллионов авто в год, и сразу перейти на производство электрокаров, то замена мирового автомобильного парка займет не менее 16 лет. Но на самом деле производство машин с ДВС продолжится, поэтому их замена займет вдвое больше времени.
Хотя Еврокомиссия ранее постановила, что с 2035 года в ЕС не будут продаваться автомобили, оставляющие углеродный след, это решение будет пересматриваться в 2026 году. Причина кроется в снижении продаж электромобилей – как в Германии, так и других странах Европы. Так, продажи электромобилей в Великобритании снижаются, пишут обозреватели BBC. Если до 2022 года имел место стабильный рост, то теперь, по данным автопроизводителей, наблюдается снижение интереса автомобилистов к электрокарам. В результате их доля в объеме продаж не растет, в то время как доля традиционных авто сохраняется прежней.
Британские производители электромобилей требуют вновь ввести налоговые стимулы для индивидуальных водителей, отмененные в 2022 году. По их данным, стоимость электромобиля на 30-40% выше, чем у традиционного авто, а налоговыми скидками продолжают пользоваться лишь фирмы и бизнесмены. В этой связи британский премьер Риши Сунак был вынужден перенести запрет на продажу автомобилей с ДВС с 2030 на 2035 год. Несмотря на это, в Великобритании сохраняются жесткие квоты: как минимум один из пяти продаваемых автомобилей должен быть углеродно нейтральным. Квота будет повышаться до 2030 года, а нарушителям грозит большой штраф.
Одним из недостатков электрокаров, по мнению экспертов, является постоянная необходимость заряжать аккумуляторы. Это может стать "головной болью" для водителей, особенно на больших расстояниях. В данное время в Англии наблюдается нехватка зарядных станций, хотя их сеть растет вокруг Лондона и на юге страны. Для установки быстрых зарядных устройств мощностью 60 кВт в провинции просто нет соответствующей инфраструктуры.
С серьезными проблемами сталкивается внедрение электромобилей и в США. The Wall Street Journal отмечает, что, несмотря на различные льготы и миллиарды долларов, вложенных в рекламу электрокаров, американцы все еще не готовы отказаться от традиционных бензиновых автомобилей. Что-то явно изменилось в настроениях водителей: если в 2022 году наблюдался повышенный спрос на электромобили, то теперь их продажи застопорились. Не помогают даже кредитные льготы в размере 7 500 долларов. Автопроизводители сообщают, что они вынуждены сократить производство электромобилей и приостановить ряд инвестиций. Лидер этого сектора компания Tesla в очередной раз снизила цены на свою продукцию, так же поступили Ford, General Motors и Mercedes-Benz. Эта тенденция сыграла на руку компании Toyota, которая сделала ставку на производство гибридных автомобилей.
Глава американского автомобильного клуба CoPilot Пат Райан считает, что неправильно оценили ситуацию как производители электромобилей, так и традиционных авто. Теперь они теряют деньги и вынуждены перестраивать производство. Они слишком рано отказались от бензиновых двигателей и слишком активно вложились в производство электрокаров.
По мнению американских экспертов, первоначально высокий спрос на электромобили объяснялся их новизной и ограниченным количеством. Экологически настроенные водители хотели как можно быстрее опробовать этот новый вид транспорта и были готовы переплачивать. Однако, чтобы завоевать сердца массового автомобилиста, новая продукция должна превосходить традиционные авто по цене и качеству. Пока же цена на бензин в США находится на достаточно низком уровне и даже снижается, что делает невыгодным переход на электротягу.
Эксперты суммируют следующие факторы, препятствующие массовому внедрению электромобилей:
1. Главная причина – слишком высокая стоимость. Электрокар стоит как минимум на 10 тысяч долларов дороже, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
2. Зарядка батареи обходится дорого. Дешевле зарядка только в домашних условиях, но на зарядных станциях цена будет не меньше, чем на бензоколонках. Кроме того, заправка на бензоколонке надежнее и быстрее.
3. Зарядка батареи занимает слишком много времени, быстрых зарядных устройств очень мало, особенно в глубинке. 56% водителей считает это главной причиной, чтобы не пересаживаться на электромобиль.
4. Плохая амортизация. Подержанный электромобиль стремительно теряет в цене – до 20% за первый год. Потенциальные покупатели опасаются, что их покупка не оправдает себя – из-за постоянного обновления моделей.
По данным экспертов, электромобиль стоимостью в 43 600 евро после трехлетней эксплуатации и пробега в 60 тысяч километров будет стоить 18 800 евро, то есть потеряет 57% стоимости.
5. Низкий запас хода. Хотя некоторые "продвинутые" электрокары гарантируют пробег свыше 300 миль (до 500 км) на одной зарядке, этого все равно не хватит, чтобы доехать из Сан-Франциско до Лос-Анджелеса. В любом случае водителю придется останавливаться для дополнительной зарядки, что может занять до одного часа.
В то же самое время гибридные автомобили завоевывают все большую популярность. Они сочетают в себе преимущества электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Согласно ведущему эксперту Wards Intelligence Адаму Рагоццино, лидером продаж в этой отрасли является не Tesla, а Toyota, которая выбросила на рынок свыше 20 моделей гибридных автомобилей. Они не только дешевле, но также экономичны и способны ездить на большие расстояния без дозарядки.
Американские эксперты уверены, что США не смогут выполнить поставленную задачу – обеспечить к 2032 году 67% новых продаж за счет электромобилей. Сейчас на электромобили приходится лишь 7,9% американского рынка. Автопроизводители учитывают эту тенденцию и сокращают производство электромобилей – до тех пор, пока для них не созреют более благоприятные условия.
Тем временем, согласно лондонскому еженедельнику The Economist, на автомобильные рынки Запада надвигается "китайское цунами". Если пять лет назад Китай экспортировал в четыре раза меньше автомобилей, чем Япония, то в 2023 году страна стала лидером с показателем в 5 миллионов автомобилей, значительная часть которых – электрокары. Только в последнем квартале 2023 года крупнейший китайский автопроизводитель BYD (Build Your Dreams) продал полмиллиона электромобилей, опередив американский концерн Tesla. Китайские электромобили намного дешевле своих западных конкурентов, а производство аккумуляторов поставлено на широкую ногу. В результате целенаправленной политики китайского руководства большинство заводов по производству аккумуляторов находится в Китае. Даже производимые в Европе аккумуляторы принадлежат китайским компаниям. По оценке аналитической фирмы Benchmark Mineral Intelligence, к 2030 году доля китайских автомобильных аккумуляторов во всем мире снизится с 78% до 69% (что эквивалентно 90 миллионам электромобилей в год), но все равно Китай сохранит ведущие позиции. Доля американских и европейских аккумуляторов останется на уровне 14% (19 миллионов электромобилей в год).
Интересные данные приводит немецкий автомобильный союз ADAC: в 2023 году в Германии число аварий и отказа двигателей у электромобилей выросло на 50%. Эксперты отмечают, что электромобили гораздо чаще подвержены неполадкам, чем их бензиновые и дизельные конкуренты. Главный дефект (44%) – отказ аккумуляторов, 23% приходится на проблемы с мотором, есть также много нареканий в адрес бортовой электроники.