Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По признанию руководства криворожского сталелитейного завода ArcelorMittal, наем женщин для компании — вопрос выживания, пишет FT. Мужчины держатся от предприятия подальше, там им вручат повестки. Украине такое положение дел на пользу не идет, уверен директор предприятия.
Изобель Кошив (Isobel Koshiw)
Украинские женщины все чаще берут на себя роли, которые до начала полномасштабного конфликта играли лишь мужчины. Сейчас прекрасный пол востребован даже на сталелитейных заводах, поскольку рабочих-мужчин отправляют на фронт.
На заводе ArcelorMittal в Кривом Роге, родном городе президента Владимира Зеленского на юге Украины, менеджеры говорят, что наём женщин — вопрос выживания. Из штата в 18 000 человек с начала конфликта под мобилизацию попало 3 500 человек, а в этом году отток кадров наверняка усилится.
“Если мобилизация продолжится, некому будет работать, — сказал "Файнэншл таймс" исполнительный директор завода Мауро Лонгобардо. — Речь идет о существовании компании”.
Чтобы набрать побольше рук, ArcelorMittal расклеила по всему городу огромные рекламные щиты с фотографиями женщин в оранжевых заводских спецовках и слоганом: “Девушки у нас действительно рулят”.
“Мы пытаемся сломать стереотип, что определенную работу могут выполнять только мужчины”, — сказал Лонгобардо.
Новая кадровая стратегия призвана заменить мобилизованных мужчин, а также тысяч рабочих, переехавших в более безопасные части страны, но отчасти продиктована еще и тем, что нанимать мужчин стало гораздо сложнее, признался Лонгобардо.
Раньше женщины на заводе работали в основном на административных должностях. Теперь же они все чаще берутся за физически тяжелую работу.
30-летняя Ольга Вакуленко пришла на завод полгода назад и работает на тяжелых станках по изготовлению стержней и шестерен. Женщины в ее семье раньше таким не занимались. По собственному признанию, поначалу задача показалась ей сложной, но с тех пор она свыклась.
Заводчанка в третьем поколении, Вакуленко говорит, что ее привлекли зарплата и условия труда.
Еще пару лет назад, говорит она, выбор между “специалистом с профильным образованием и просто желающим работать на заводе, вроде меня, априори решался в пользу первого — особенно если это мужчина”.
33-летняя Ольгина коллега Юлия Шишкина, бывшая учительница физики, пришла на завод пять месяцев назад и сейчас учится на инженера. Работа ей нравится, а оборудование очень ее заинтересовало. “То, чему меня учили в школе, я теперь вижу своими глазами — да еще в таком масштабе!” — восхищается она.
Чтобы поступить на завод ArcelorMittal, мужчины по закону обязаны сперва зарегистрироваться в военкомате, а это отпугивает многих потенциальных соискателей.
Завод служит для армии постоянным кадровым резервом, и самые востребованные специальности — это машинист локомотива, электрик и механик.
В военкоматах к вопросу подошли двояко. С одной стороны, они рассылают в головной офис ArcelorMittal повестки, которые компания обязана распространить среди персонала. Однако после вручения повестки некоторые рабочие уходят с завода и больше не возвращаются, рассказал руководитель отдела кадров компании в Европе Анджей Выпих.
С другой стороны, военные устраивают рейды прямо во время смены. В результате старые сотрудники уходят на больничный, а новые кадры держатся от компании подальше, признал Лонгобардо.
По его словам, у правительства Украины нет “единого подхода к крупным предприятиям”: министерство экономики пытается их поддержать, а министерство обороны оказывает “психологическое давление” на сотрудников-мужчин.
“В итоге, я считаю, что страна от этого проигрывает”, — добавил он. По его словам, из-за кадрового голода завод вынужден сократить производство — в том числе прокат стали для защиты энергетических объектов от российских авиаударов. Сокращение производства также снизило прибыль и налоговые поступления в казну, добавил он.
Евгений Гречаный, начальник отдела ремонта тяжелой техники на заводе, где работает Вакуленко, говорит, что по всем открытым 76 вакансиям он получает резюме почти исключительно от женщин. По собственному признанию, он набирает женщин уже полтора года. “Я понимаю, что в ближайшие несколько лет ситуация не улучшится. Даже если конфликт закончится, с этим все равно будет сложно”, — объяснил он.
Гречаный пишет историю своего отдела и видит параллели со Второй мировой войной, когда 350 рабочих завода погибли на фронте, а на выправление гендерных перекосов ушли годы. Гречаный показал мемориальные доски трем работникам его цеха, погибшим уже в нынешнем конфликте.
С 2022 года 151 работник завода погиб, а 38 пропали без вести. “Мы пишем минимум по некрологу в неделю”, — сказала редактор заводского еженедельника “Металлург” Татьяна Филяева.
Михаил работал на одной из печей завода, а в конце 2022 года ушел добровольцем в армию. Он считает, что уклонисты “правильно делают” и попросил не называть его фамилию.
Сам Михаил служил в элитной бригаде на южноукраинском фронте. Однако, по его признанию, ему не давали оружия тяжелее пистолета, и даже к нему то и дело заканчивались патроны. “Наших гибнет больше, чем их. Просто власти этого не показывают”, — сказал он.
Ожидается, что правительство Украины вскоре объявит о мерах, которые помогут бизнесу справиться с мобилизацией. Замминистра экономики Украины Игорь Фоменко заявил, что правительство готовит нововведения в системе, по которой для работников ключевых предприятий предусмотрена бронь.
“В тех отраслях, где в кадрах преобладают мужчины, есть определенные риски и проблемы для бизнеса, — сказал глава Украинской торгово-промышленной палаты Михаил Непран. — Все предприятия, где работают мужчины, сейчас страдают и вообще оказались под угрозой”. Заводские рабочие и водители первыми попали во внимание военкоматов как “самый очевидный выбор”, сказал Непран.
По его словам, бизнес хотел бы ясности в том, каковы критерии отбора на фронт. По его словам, также требуется прозрачность в том, какие предприятия подпадают под категорию “стратегически важных”. В настоящее время в список входят оборонные предприятия и предприятия критической инфраструктуры.
“Необходимо доработать политику, чтобы спасти хотя бы предприятия, которые пополняют государственный бюджет”, — считает глава Европейской бизнес-ассоциации Украины Анна Деревянко. По ее словам, в среднем от 10 до 15% штата входящих в ассоциацию компаний оказались на фронте.
Налоговые поступления имеют решающее значение в стране с 50-процентным дефицитом бюджета. Почти все свои внутренние доходы Украина тратит на текущие военные нужды — включая зарплату, обмундирование, еду и жилье — тогда как невоенные расходы финансируются преимущественно за счет западных кредитов и помощи.
“Речь идет о том, чтобы нащупать некое равновесие, — объяснил президент Американской торговой палаты в Киеве Энди Хандер. — Чтобы армия получала все необходимое, экономика продолжала работать, а налоговые отчисления — поступать в казну”.
Комментарии читателей:
Car2022
Какая трагедия: лучшие мужчины Украины мертвы, и теперь на тяжелую работу забирают женщин. Всех мужиков, кто еще дышит, украинская диктатура, отменившая все выборы, гонит на фронт. Это марионеточное правительство должно продержаться до ноябрьских выборов, чтобы правительство США сохранило лицо. Я предвижу, что после того, как США не смогли расшатать Россию, они попытаются развязать войну между Тайванем и Китаем. Так что это никогда не кончится.
LaMol
Разумеется, украинских женщин нужно призвать хоть на какую-то службу на благо страны — особенно беженок. Неужели в украинском обществе настолько косные взгляды на гендерные роли?
Balanced Perspective
Да. Попробуйте завести отношения с украинкой — это дыра в кошельке даже больше, чем если завести ребенка. Украинцы — традиционалисты: мужчины работают, а женщины — есть женщины. Иными словами, мужик должен обеспечить.
Doc Martin
Нам бы туда своих нелегалов сбагрить.
А им бы следовало их принять.
Вот только они борются не за свободу, а за подачки, поэтому ничего не добьются.
History Lessons
Мне нравится, как все закрывают глаза на то, что уехавшие украинцы не только наслаждаются жизнью на всю катушку, но и не желают возвращаться, чтобы помощь родине. Вот бы поглядеть статистику о том, сколько украинцев в этом году побывало на Средиземноморье, каковы их доходы в принимающих странах и сколько из них готовы вернуться, чтобы отстоять свою страну.
JaiP
Подумать только: вся пресса наперебой разжигала этот самоубийственный конфликт, который полностью опустошил Украину. А ведь этой опосредованной войны, безнадежной и безвыигрышной, можно было бы избежать, будь у них хоть капля уважения к России.