08:32
23 мая ‘19

Ośrodek Studiów Wschodnich (Польша): Признание Константинопольским патриархатом независимости православной Киевской митрополии

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

11 октября Синод Константинопольского патриархата принял решение о признании каноничности украинского православия, заявив, что Москва не имеет церковной власти над Киевом, и окончательно подтвердил, что в ближайшее время Украинская церковь получит автокефалию. Иерархи констатировали, что в XVII веке московские патриархи незаконно включили Киевскую митрополию в состав своей канонической территории. Это означает, что в свете канонического права она продолжала оставаться под юрисдикцией Константинополя. Также Синод снял анафему с глав Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, и, восстановив канонический статус этих Церквей, признал, в частности, действительность всех совершенных ими таинств.

Процедура предоставления Томоса Украинской церкви будет, как заявил Синод, продолжена. Одновременно он подчеркнул, что автокефалию можно будет предоставить лишь объединенной Киевской митрополии, а не нескольким православным структурам, одновременно ведущим деятельность на одной и той же территории. Это означает, что украинцы получат Томос не раньше весны 2019 года.

Комментарий

Признание УПЦ КП и УАПЦ, считавшихся раскольническими структурами, законными каноническими Церквями — это временный шаг, призванный облегчить процесс объединения украинского православия в рамках одной организации. Прямым следствием решения Синода Константинопольского патриархата станет созыв Собора украинских православных епископов с участием представителей УПЦ КП, УАПЦ и тех представителей Украинской православной церкви Московского патриархата, которые считают, что она находится в юрисдикции Москвы незаконно. Сколько их будет, пока не известно: направленное весной этого года обращение к патриарху Варфоломею подписали 10 иерархов УПЦ, но их число может возрасти.

Объединительный Собор пройдет в ближайшие недели или месяцы, но не позже Рождества по юлианскому календарю. Собор будет должен дать новой Церкви название (скорее всего, оно не будет совпадать с названием какой-либо из существующих сейчас организаций), решить вопрос с функционированием дублирующихся структур (в особенности епархий) и выбрать нового главу, который практически наверняка будет носить титул патриарха. После этого Варфоломей сможет издать Томос, а новая Церковь — получить статус признанной православной организации.

Снятие анафемы с киевского патриарха Филарета — это прямое следствие признания того, что Киев не находится в подчинении Москвы. Возможно, такой шаг свидетельствует о том, что Синод не возражает против его назначения главой объединенной Украинской церкви. Будет ли он избран на этот пост, остается вопросом как из-за возраста Филарета (он родился в 1929 году), так и из-за возникающих вокруг его фигуры споров.

Процесс объединения украинских православных структур, начало которому положил Синод, может сопровождаться возникновением множества локальных конфликтов. Определенная часть епископов, священников и прихожан УПЦ наверняка решит остаться под юрисдикцией Москвы. Насколько таких людей будет много, вопрос открытый (кто-то наверняка решит помешать проведению Собора или оказать на него давление, например, посредством уличных акций протеста), однако, ясно, что как Украинская православная церковь Московского патриархата, так и РПЦ в целом утратят прежние позиции. Треть приходов Русской православной церкви находится на Украине: это большая доля прихожан и серьезный источник доходов.

Конфликты, связанные в первую очередь с правом на использование культовых сооружений, могут в особенности обостриться там, где к ним подключатся светские организации националистической (украинской или русской) направленности и там, где на стороне Церкви выступят государственные или локальные власти. На Украине такие объекты (кроме тех, что были возведены после 1991 года) принадлежат государству, которое передает их в пользование религиозным общинам (приходам, монастырям и так далее). Можно предположить, что споры о том, кто получит доступ к культовым сооружениям будут возникать как спонтанно, так и инициироваться Россией. Кремлю выгодно представить Украину в образе нестабильного государства, руководство которого не способно управлять общественными процессами на своей территории.

Наибольший риск возникновения конфликтов связан с двумя монастырями, имеющими особое духовное значение, то есть Почаевской и Киево-Печерской лаврами, настоятели которых занимают однозначно промосковскую позицию. Попытка новой объединенной Церкви взять контроль над второй может привести к конфликту с очень серьезными последствиями, который будет разыгрываться на глазах всего мира и даст Москве возможность устроить пропагандистскую акцию, нацеленную против Украины.

С политической точки зрения решение Синода и перспективу получения Томоса можно назвать успехом украинского президента, который с весны этого года занимался активным лоббированием этого вопроса, в том числе встречаясь с патриархом Варфоломеем. Шансы действующего главы Украины на выборах, которые пройдут 31 марта 2019 года, возрастают: шаги Порошенко в этом направлении не сможет подвергнуть критике ни один из его конкурентов, представляющих национальный (патриотический) лагерь, в особенности основная соперница президента — Юлия Тимошенко.

В этом контексте можно ожидать, что круги Порошенко будут добиваться того, чтобы Собор состоялся как можно раньше и продолжался не слишком долго, ведь в таком случае Константинополь сможет издать Томос до выборов. Конфликты на почве объединения украинского православия Порошенко сможет использовать в свою пользу, ведь они, по всей видимости, будут способствовать консолидации пророссийского электората вокруг главы «Оппозиционного блока» Юрия Бойко. У Бойко появится шанс выйти во второй тур выборов и встретиться там с действующим президентом, который в таком случае одержит легкую победу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.