17:23
27 ноября ‘24

Число жалоб на маркетплейсы в России растет в геометрической прогрессии

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Количество жалоб на действия маркетплейсов растет в геометрической прогрессии, превышая темпы роста самого рынка e-commerce.

Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Институтом развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ).

Согласно информации, представленной системой "Консультант+", арбитражными судами в 2020 году было рассмотрено около 200 споров, в которых участвовали крупнейшие маркетплейсы Wildberries и Ozon. Однако в 2023 году эта цифра уже достигла более 1,5 тыс.

На территории России продолжается интенсивный рост онлайн-торговли. Только за 2023 год суммарный товарооборот двух крупнейших игроков вырос на 68% и достиг 4,2 трлн рублей. Однако, вместе с этим стремительно увеличивается количество жалоб и судебных разбирательств, отмечают в ИРПЭ.

Эксперты утверждают, что административная и судебная практики неспособны разрешить возникшие противоречия.

Главной трудностью, по словам аналитиков, является отсутствие четкого регулирования.

В настоящее время маркетплейсы практически полностью освобождены от ответственности за нарушения, которые возлагаются на продавцов товаров, подчеркивают в Институте Развития Публичного Экономического Права. Весь виновник в части некачественного товара, неправдивой информации о нем и нарушениях интеллектуальных прав остается на продавце, а электронные площадки упоминаются как просто посредники.

Еще одной массовой проблемой являются постоянно меняющиеся условия соглашений между маркетплейсами и продавцами, устанавливаемые только в одностороннем порядке: последние вынуждены пытаться оспорить эти условия только в суде.

Эксперты рекомендуют обратить внимание на опыт стран с развитым рынком электронной торговли, таких как США, Великобритания, страны Европейского союза и Азии. В этих странах наблюдается явная тенденция к усилению государственного вмешательства и ужесточению условий ответственности для интернет-площадок.

Изменения в законодательстве направлены на расширение сферы ответственности электронных площадок в области безопасности товаров, введение ограничений на изменение условий договоров с продавцами, а также внедрение системы обработки жалоб.