19:59
18 апреля ‘24

План "Б" по "Северному потоку-2" обернется Украине новыми убытками в Европе

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Заявленный украинской стороной некий "план Б" по "Северному потоку-2" не имеет перспектив

Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал  руководитель Экспертно-аналитического управления по ТЭК Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев.

"Заявленный украинской стороной некий план "Б" по "Северному потоку-2" – это фикция с элементами самообмана. Действующие газовые договоренности этой страны с Россией истекают 21 декабря 2019 года, после этого РФ ничего Киеву должна не будет. Правовых оснований требовать плату с России после этого не остается – они существуют только пока действует контракт. И оспаривать это в международных судах бессмысленно – они не будут рассматривать иски, не подкрепленные договоренностями, которые могли быть нарушены. Украина лишь потратит деньги на судебные издержки в Европе.

Россия не брала на себя обязательства постоянно и непрерывно задействовать в газовом транзите украинскую газотранспортную систему – она вольна сама выбирать маршруты для своих поставок. Шансов в судах третьих стран вытребовать некие компенсации на этом вопросе у Киева нулевые. Другой вопрос, если украинская сторона захочет истребовать плату за недопрокачку газа в период 2017-19 годы, по аналогии с тем, что было сделано в Стокгольмском арбитраже в 2011-2015 годах. В прошлый раз суд неожиданно и вопреки всякой логике встал на сторону Украины – возможно, она надеется на повторение этого сценария", - отмечает аналитик.

Директор украинского "Нафтогаза" Юрий Витренко объявил, что компания приступила к плану "Б" в связи со строительством газопровода "Северный поток-2". По его словам, газопровод будет построен, несмотря на усилия Киева по противодействию, так как Германия поддерживает проект. Сохранение транзита газа через Украину после пуска трубопровода Витренко назвал "пустыми обещаниями", объявив, что страна останется без транзита. План "Б, дескать, предусматривает взыскание с России убытков за простой украинской газотранспортной системы. Киев оценивает ущерб в $12 млрд, соответствующий иск в Международный арбитраж уже подан.

"Украинская сторона определенно хочет, чтобы Европа решила ее газовые проблемы с Россией, но это невозможно. Киев просто не идет на договоренности, когда нужно садиться с Москвой за стол и торговаться. При этом украинские политики в определенной мере лукавят: о полном прекращении транзита по этому государству речи никогда не вела Россия, даже не упоминала об этом Германия. Транзит в любом случае останется, другое дело – в каком объеме. И именно об этом должны сейчас торговаться украинцы, инициируя встречи в руководством "Газпрома", но они этого не делают.

Россия как минимум оставит прокачку по Украине определенных объемов на нужды Болгарии, Приднестровья и Молдавии. Это минимум в 10-15 млрд кубометров ежегодно. Есть возможность по этой же трубе снабжать после 2019 года Венгрию, Словакию, Сербию и даже Италию. Это уже 25-30 млрд кубометров в год. Но требования Украины оставить ей транзит в 110 млрд кубов ежегодно просто абсурдны, даже нынешние 97 млрд ей никто не предоставит. Поведение Киева в этих вопросах видится лишенным всякой логики", - подчеркивает аналитик.

Газовые перспективы

"Стратегическое видение перспектив украинской ГТС - простое, но не очень позитивное: будет построен "Северный поток-2", - сказал Витренко. - Очень большие шансы, что он будет построен. Есть и вероятность того, что его остановят, и мы над этим работаем, но это маловероятно. Особенно учитывая, что правительство Германии поддерживает этот проект, многие европейские компании, к сожалению, благодаря прямой коррупции, поддерживают этот проект. Поэтому очень большие шансы того, что "Северный поток-2" будет построен. Если это произойдет, очень высока вероятность того, что транзита газа через территорию Украины не будет вообще".

При этом Витренко пояснил, что ни о каких обещаниях канцлера ФРГ Ангелы Меркель сохранить транзит российского газа через Украину он не знает. "Обещанка-цяцянка", - охарактеризовал менеджер слова канцлера ФРГ. "Что значит обещание? У нас нет никакого подписанного контракта. Даже если бы он был, то контракт, подписанный с россиянами, мы понимаем, он ничего не стоит. Мы уже точно знаем, что европейцы не готовы давать никаких гарантий", - заключил Витренко. В августе Меркель во время переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным заявила, что Украина не должна лишиться транзита российского газа. Путин тогда уточнил, что украинский транзит должен соответствовать экономическим требованиям и быть "экономическим во всех смыслах этого слова".

"Почему Германия должна договариваться с Россией о будущем украинского транзита – не понятно. Это целиком и полностью обязанность заинтересованной стороны, "Газпром" даже готов к таким переговорам. На мой взгляд, проблема в "газовом тупике", в который Украина зашла еще при президенте Леониде Кучме. Тогда Киев объявил ГТС своим стратегическим ресурсом, а президент Ющенко и вовсе запретил российским компаниям участвовать в ее развитии. Никакой экономической логики в этом не было.

"Газпром" – единственная компания, которая может гарантировать транспортировку газа по этой сети, без его гарантий ни один инвестор не будет вкладывать деньги в украинскую ГТС. Что мы и наблюдаем уже 15 лет – речи об инвестициях уже не идет вовсе. Проблема Киева в том, что чисто экономические газовые вопросы он всегда политизирует, этим лишь нанося удар по собственным интересам. Как можно было объявить ГТС одной из основ суверенитета страны, когда это всего лишь экономический актив, стремительно обесценивающийся из-за устаревания системы?

Пока украинская сторона сохраняет свои политические позиции, она саму себя заводит в тупик. Кроме того, единой государственной позиции у украинских политиков так и не появилось – администрация президента Порошенко декларирует одно, партии в парламенте – другое, "Нафтогаз" – третье. Скоро президентские выборы, и каждый манипулирует газовыми проблемами, пытаясь заработать на этом политические очки. Как в такой ситуации страна надеется договориться по транзиту после 2019 года – просто непонятно", - заключает Алексей Белогорьев.