17:07
28 марта ‘24

Как Россия, Азербайджан и Европа обыграли США в газовой войне

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Прокладка морской  части «Турецкого потока» была закончена 19 ноября 2018 года, стык магистральных газопроводов (МГП) ТАР и TANAP был произведен 21 ноября. События произошли практически синхронно,

События произошли практически синхронно, задумки проектов во многом схожи: часть газа из обоих МГП будет оставаться в Турции, часть – уходить в Европу. Сбылась мечта части руководства Еврокомиссии – Россия и Азербайджан стали конкурентами на европейском газовом рынке?

Маршрут «Южного газового коридора» известен – из Турции трасса уходит в Грецию, проходит Албанию и Адриатическое море, чтобы добраться до берега Италии.  Так этот проект был задуман изначально, его реализация шла при серьезной поддержке ЕС – азербайджанский газ должен был влиться в систему газораспределения именно южной части Европы.

Общая стоимость проекта составляет порядка 40 млрд долларов США, которые приходится вкладывать для того, чтобы доставлять в Европу всего 10 млрд кубометров природного газа в год. «Детский» вопрос: а сколько лет потребуется для того, чтобы окупить вот такие инвестиции? Календарный график пусть составляют инициаторы проекта, нам подробности не так важны – очевидно, что времени уйдет много.

Если европейские компании, участвующие в этом проекте, хотят сократить срок окупаемости, способ имеется только один – хоть немного, но поднять цены для конечных потребителей. В таком случае нужен ли южной Европе конкурентный газ второй нитки «Турецкого потока»? Ответ очевиден – нет. Исходя из этого, Европе выгодно повернуть «турецкий поток» на Балканы и оттуда – в центральную часть  материка.

Таким образом, решая свои проблемы, Европа сама уничтожает даже признаки конкуренции между российским «Газпромом» и азербайджанской государственной нефтегазовой компанией SOCAR (State Oil Company of Azerbaijan Republic) – у них будут разные потребители. Но по сравнению с объемами российских поставок на европейский газовый рынок, которые доросли до 200 млрд кубометров в год («Газпром» в своей статистике зачисляет в «поставки в Европу» и Турцию) поставки Азербайджана составят 8% - не так уж и мало. Но это только на первый взгляд, тут есть нюансы.

Один из них очевиден сразу – в этом году возобновились поставки российского газа в Азербайджан, пусть и не в очень больших объемах, порядка 1,1 млрд кубометров. Не так радужно обстоят дела с освоением месторождения «Шах-Дениз-2», которое является ресурсным источником для «Южного газового коридора». Удастся ли азербайджанским газовых дел мастерам решить все проблемы – время покажет.

23 ноября «Коммерсант» опубликовал информацию о том, что вторая нитка «Турецкого потока» имеет все шансы уйти именно по балканскому маршруту. Обоснование этой гипотезы выглядит полностью обоснованным – это сведения от газовых операторов Болгарии, Венгрии, Словакии и Австрии. В октябре и в начале ноября они друг за другом начали предусмотренную законодательством ЕС процедуру бронирования (open season) их будущих мощностей – трубопроводов, которые эта газовые операторы намерены строить на территориях своих стран.

Процедура эта должна закончиться в марте 2019 года, поэтапное строительство отдельных участков газопроводов завершится к 2022 году. Если никаких неожиданностей не возникнет, к этому времени газ второй нитки «Турецкого газопровода», запитывая по пути газовые хранилища Болгарии, Сербии и Словакии, аккуратно доберется все до того же австрийского «Баумгартена», где заканчивается и маршрут МГП Europäische Gas-Anbindungsleitung, EUGAL – сухопутное продолжение «Северного потока-2».

Маршруты «Турецкого потока» и «Северного потока-2», нанесенные на карту Европы, аккуратно превратятся в кольцо, и вот это совершенно логично. Система европейских интерконнекторов строится так, чтобы прокачка газа технически была возможна в обоих направлениях – следовательно, два этих маршрута кратно увеличит энергетическую безопасность Европы. У кого-то есть вопросы, по какой причине США так негодуют по поводу новых российских газопроводов, а сопротивление Европы этому давлению оказалось необычайно стойким?