Касаясь темы нарушения украинскими кораблями российской границы и ответных действий России, автор сравнивает этот инцидент с ситуацией вокруг сектора Газы и высказывает мнение, что «азовский прецедент» показывает: новая война в Европе уже ведется и на суше, и в воздухе, и на море.
Обострение российско-украинского конфликта было неизбежно, как вспышка конфликта на границе с Газой. Если проблему не решать, она сама не рассосется.
Не будем вдаваться в конкретные детали керченского инцидента, которые уже подробно рассмотрены. И не Израилю выступать моральным арбитром в этой ситуации, тем более, что его скорее могут упрекнуть в аналогии с Газой, которую он блокирует, как Россия пытается блокировать Украину или задерживает суда, пытающиеся прорвать данную блокаду.
Аналогично тому, как обоим лидерам, украинскому и российскому, выгодно обострение конфликта для решения своих внутриполитических проблем — так и наш премьер-министр (впрочем, как и другие израильские премьеры) частенько использует сферу безопасности, чтобы развернуть ситуацию в свою пользу. Что он отлично проделал на прошлой неделе, выкрутив руки Нафтали Беннету (министр образования Израиля — прим. ред.) и Моше Кахлону (министр финансов Израиля — прим. ред.).
Однако стоит разобраться в геостратегическом значении очередного инцидента, ибо он вскрывает некие тенденции нового витка мирового развития.
Первое — цивилизационное противостояние Запада и Востока невозможно далее регулировать в рамках геополитики и геоэкономики. Российские и украинские лидеры пытаются разрешать их традиционными геополитическими методами, где важны территориальные приобретения и военная сила. Запад же пытается повлиять на решение конфликта с помощью геоэкономики, применяя инвестиции в одних случаях и санкции в других. Ни то, ни другое не приносит позитивных результатов.
С появлением книги Самуэля Хантингтона «Конфликт цивилизаций», которая ознаменовала переход к геокультурному подходу, пришло понимание, что в основе нынешней ситуации находятся культурно-религиозные противоречия между основными цивилизациями мира: западной, православной, исламской, китайской, индуистской и другими.
Однако в прогнозировании наступающих конфликтов эта теория не дает ответа на вопрос, что же нужно сделать, чтобы возобладали общекультурные ценности, а не национально-религиозные? В итоге появилась ложная теория мультикультурализма и политкорректности, которая только обострила желание людей защитить свои традиционные ценности от мигрантов или других чужаков.
Отсюда и ответ в виде роста европейского национализма, проводниками которого стали лидеры типа венгерского премьера Виктора Орбана и французского политика Жана-Мари Ле Пена, в виде большой популярности немецкой «Альтернативы для Германии» и подлинной причины Брексита.
То же самое стоит за борьбой Трампа с иммигрантами, да и свистопляска вокруг израильского закона о национальном характере государства из той же серии, поскольку не отвечает подлинному запросу.
В своей работе «Постижение истории» английский историк Арнольд Тойнби указал, что цивилизации, не дающие ответа на вызов истории, погибают. Причем, ответ на этот вызов обычно лежит в духовной области. Так, ответом на кризис античного мира стало появление христианства. Если нынешний мир ограничится современной версией эллинизма, с акцентом на благосостояние для всех, как единственной основы для сотрудничества, он рухнет точно так же.
По расчетам того же Хантингтона и другого ведущего политолога Иммануила Валлерштейна, автора теории мирсистемного подхода, при сохранении нынешних тенденций третья мировая война разразится между 2025 и 2050 гг.
Как избежать подобного сценария и где выход из тупика?
Как всегда, еврейский гений предлагает ответ на этот вопрос. Израильский исследователь Юваль-Ной Харари в своем новом бестселлере «Человек божественный» полагает, что выход лежит в обретении человеком новых способностей к сотрудничеству. Так же, как он смог перейти от животного к человеку разумному, теперь настало время для нового эволюционного скачка.
К такому сотрудничеству его побуждают три главных вызова для всей цивилизации: угроза ядерной войны, экологическая катастрофа, проблема искусственного интеллекта.
В своей книге Харари предлагает гражданам всех стран задавать своим политикам, ведущим предвыборные кампании, вопрос, как они предполагают бороться с этими угрозами для всего человечества, плюс еще один небезынтересный вопрос: каким они видят мир в 2040 году?
Азовский прецедент опасен еще и тем, что показывает, как новая война в Европе уже ведется во всех сферах: на суше, в воздухе и на море.
И Первая, и Вторая мировые войны начались с инцидентов в славянских странах. Будет прискорбно, если традиция повторится. Однако и в «наших палестинах» ситуация не лучше. Будет прекрасно, если голос еврейского философа услышат прежде всего в Израиле.
А наши собственные избиратели на ближайших выборах зададут нашим лидерам именно эти вопросы.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.