02:18
28 января ‘21

Железнодорожные катки довершат развал промышленности Украины

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Отказ от украинских железнодорожных катков является логичным решением для РФ, заметил ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов.

До 21 декабря 2021 года в РФ действует антидемпинговая пошлина в 34,22% на украинские железнодорожные цельнокатаные колеса, однако данная мера может быть усилена полным запретом на импорт такой продукции.

РФ может отказаться от украинских катков

Предложение об этом Минтранс РФ сделал в октябре, но окончательного решения не принято. Некоторые игроки рынка выступают против из-за риска удорожания стоимости продукции в России, но запрет необходим из-за того, что украинские компании перепродают в нашу страну китайские железнодорожные катки. Одновременно с этим Киев принял запрет на использование китайских катков на Украине, а мы имеем дело с перепродажей.

Российские производители железнодорожных катков в лице Объединенной металлургической компании и «Евраза» сумели увеличить объемы производства, а потребности РФ в новой технике упали на 30 тысяч вагонов.

Избыточность предложения создает возможность запрета импорта из Украины, заключающегося не только в перепродаже китайской продукции. Например, украинская компания «Интерпайп» в августе произвела 15,8 тысячи таких катков.

В Европе осталось только три производителя цельнокатаных железнодорожных колес: один на Украине и два в России. Наша страна является главным рынком ее сбыта. Пошлина сделала украинские катки на 18-20% дороже, но импорт не прекратился.

Украина и Россия продолжают рвать связи

«Вопрос железнодорожных поставок из Украины в Россию является проблемой – на этот счет было даже разбирательство в ВТО, благополучно разрешенное арбитрами в пользу Москвы», - констатирует Грибов.

В июле 2018 года РФ выиграла у Украины спор по экспорту железнодорожных вагонов и стрелочных переводов, когда Киев пытался доказать, что Москва с 2013 года необоснованно ограничивает экспорт украинской железнодорожной продукции.

Это было одно из четырех российско-украинских разбирательств в ВТО. Кроме железнодорожной темы были споры в ВТО по удобрениям, транзиту украинских грузов по российской территории и даже по фитосанитарным нормам.

«Что касается проблемы катков и других железнодорожных комплектующих, то в последнее время российское производство хорошо развивается. В РФ сложился переизбыток предложения грузовых вагонов, поэтому в этой истории мы видим защиту российского производителя и дальнейшее ухудшение торговых отношений с Украиной», - заключает Грибов.

В 2013 году торгово-экономический оборот России и Украины составлял 39 млрд долларов.

Украина продавала в РФ продукцию на 15,7 млрд долларов. 36,40% составляли машины, оборудование и транспортные средства. С тех пор ситуация изменилась: в 2019 году российско-украинский товарооборот составил 11,4 млрд долларов.

Украинский импорт в Россию оценивается теперь в 4,6 млрд с резким снижением доли промышленного оборудования, а ведь до 2014 года многие отрасли российской экономики зависели от украинских комплектующих.

«Не так просто сказать, что мы импортируем из Украины. Остро встал вопрос по серому импорту: это Белоруссия и другие направления, поэтому реальный объем больше официальных цифр», - резюмирует Грибов.

РФ снизила зависимость по авиационным двигателям – раньше у нас были постоянные закупки у «Мотор Сич», уменьшился запрос по корабельным силовым установкам, которые мы до этого приобретали на предприятиях в Николаеве.

Украинская промышленность разваливается

«Сегодня украинское экспортное направление не критично для РФ. Еще есть такой момент, как внутренние запреты на Украине. Практически все, что украинцы могли поставлять в нашу страну, они сами запретили», - констатирует Грибов.

Киев в 2014 году стал первым рвать торгово-экономические отношения с Москвой. Тогда на Украине рассчитывали на помощь ЕС, что привело к быстрому коллапсу украинской промышленности – ее объемы производства за год снизились на 50%.

«Существует парадокс, связанный с односторонним запретом Украины по военно-техническому сотрудничеству и по наиболее перспективным направлениям гражданской экономики. Это привело Киев к одним убыткам», - заключает Грибов.

Железнодорожное направление является для РФ и Украины вторичным. До 2014 года эта часть российского-украинского обмена стоила несколько миллиардов долларов, но не была на первых ролях. Возможно, из-за этого ее не заметили политики.

«Большинство докризисного промышленного экспорта Украины приходилось на Россию. Можно взять кременчугский завод – КРАЗ, чья продукция практически полностью уходила в нашу страну. У украинцев были отдельные поставки Ирак, но ситуация 2014 года обернулась крахом для этого предприятия и всего украинского автомобилестроения», - резюмирует Грибов.

К 2018 году объемы автомобилестроения Украины уменьшились в 50 раз по сравнению с показателем десятилетней давности. Причиной стало закрытие российского рынка и открытие европейского, из-за чего старые машины из Европы заполонили Украину.

В такой ситуации железнодорожные катки станут каплей в море украинской деградации.