11:10
23 июня ‘21

На страже традиций: кто такие современные самураи в России

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Когда речь заходит о восточных единоборствах, большинство людей под этим понятием подразумевают традиционные виды боевых искусств, такие как карате, муай-тай, ушу или ставшее в последнее время очень популярным джиу-джитсу. Вряд ли чей-то ассоциативный ряд проведет временную параллель к событиям многовековой давности и начнет этот список с японского искусства фехтования — кендо. Однако сегодня, как некогда ранее, этот вид боевого искусства уверено набирает обороты и завоевывает сердца поклонников по всему миру. 

Чтобы выяснить, что это такое, и хоть как-то приблизиться к единоборству, техники которого на протяжении долгого времени были доступны лишь избранным, корреспондент ФАН отправился в Ростовскую Федерацию Кендо и на себе испытал особенности подготовки современных самураев. 

Первые шаги 

На первый взгляд, ничего необычного. Спортивный зал, расположившийся на втором этаже одного из городских спорткомплексов, едва походит на традиционное додзе (место, где ищут свой путь). Но как только здесь появляются люди в хакамах (традиционные японские широкие штаны, похожие на юбку) действительность меняет свой ракурс и погружает тебя совсем в другой мир. 

Удивительно, но этому боевому искусству удалось пронести сквозь века свои традиции, которые не только сохранились на его родине — в Японии, но и строго соблюдаются по сей день во всех школах японского фехтования, в какой бы стране они ни находились. Поэтому для учеников очень важно осуществить перед тренировкой поклоны в сторону учителя, мастера и флага своей школы. 

Безусловно, практически для всех кендоистов имя известного на весь мир мечника Миямото Мусаси давно стало нарицательным. Ведь именно он перевел понятие боккена (тренировочный деревянный меч) в реальное боевое оружие, после чего к тренировочному мечу стали относиться с особым уважением, и это не просто слова. 

«Традиция в кендо такова, что к мечу бамбуковому или деревянному нужно относиться очень серьезно. Мы ведем поединок, как будто это настоящий поединок, поэтому традиция в системе японского фехтования не потеряет своей актуальности. Система кендо и его философии, которую оно несет, сводится к тому, что в каждом ударе меча заключена смерть, поэтому человек, который владеет мечом, не имеет права на ошибку, и тем более не может ее исправить. Практика показывает, что люди, которые придерживаются данных традиций, более успешны в занятиях и результатах, чем те, для кого эти традиции стали некой обязанностью», — поясняет президент ростовской федерации Виктор Казаков. 

После небольшой разминки ребята делятся по парам и приступают к отработке техники, но перед этим каждый из них облачается в доспехи «богу» (защитное снаряжение кендо, состоящее из маски, перчаток, панциря и защиты для бедер). 

Новички, которые прозанимались длительное время и показали готовность к спаррингам, первый раз в жизни надевают доспехи. Студент пятого курса РостГМУ Влад Матвеев, говорит, что для него облачиться в доспехи — большая честь. 

«Я занимаюсь кендо относительно недавно, с апреля. До этого достаточно долгое время занимался карате-кекусинкай, но когда сменил сферу деятельности, решил поменять и вид спорта. Кендо помогло выработать стрессоустойчивость и укрепить силу духа. Вдвойне приятно, что здесь я встретил новых друзей, практически все из них бывшие спортсмены. Мне кажется, что в кендо приходят люди из других единоборств, которые уже имеют какую-то базу и какие-то навыки, но это мое личное мнение»,  — поделился Владислав Матвеев. 

Современные самураи 

И все-таки, кто такие современные самураи? Среди этих ребят есть студенты, инженеры, офисные работники и программисты. Кого-то привел в кендо обычный интерес, кого-то любовь — к боевым искусствам, а кто-то нашел здесь близких по духу людей, начиная от увлечения чая и заканчивая симпатией к аниме и компьютерным играм. Но практически каждый из них знаком с философией дзен и японской культурой, и каждый говорит о том, что кендо в первую очередь укрепляет дух. И это действительно так. 

Когда ты надеваешь доспех и выходишь на поединок, мир вокруг тебя полностью меняется. Ты видишь противника через решетку шлема, видишь его попытки атаковать, парируешь и чувствуешь пропущенные удары. Но ты не сдаешься. Тебе необходимо выстоять, превозмогая боль и усталость. Наверное, поэтому ростовчане неоднократно становились призерами чемпионатов, не только в России, но и далеко за ее пределами. А некоторые из воспитанников ростовской федерации уже давно перебрались в Японию и продолжили там свои тренировки, защитив звание мастеров пятого дана. 

Периодически в рамках программы по обмену опытом 20 российских спортсменов едут в Японию, чтобы на протяжении нескольких недель тренироваться в додзе. Также в Россию приезжает 20 японцев, которые тренируются с русскими коллегами по мечу. Но чтобы попасть в двадцатку, необходимо пройти жесткий отборочный чемпионат, где шанс на поездку получают только лучшие из лучших. 

«У нас много людей, которые занимали призовые места и были чемпионами. Я и сам был чемпионом России в 2010 году, также чемпионкой стала моя ученица Ольга Стрельченко. В России мы часто входим в тройку лидеров, но в Японию на соревнования мы не ездили ни разу. Меня брали в сборную России, шесть раз я выступал на разных чемпионатах мира за нашу страну. И также человека четыре, которые у нас занимаются, были членами сборной России в разное время», — рассказывает президент Ростовской Федерации Кендо Виктор Казаков. 

Сам Виктор также бывал в Японии в рамках программы по обмену опытом. Они тренировались с японскими учениками и посещали знаковые места, связанные с воинской традицией, в частности, остров, на котором дрался Миямото Мусаси. Наверное, поэтому у Ростовской Федерации Кендо сегодня много друзей из Японии, которые часто приезжают в донскую столицу и проводят здесь аттестации и семинары, по достоинству оценивая владения мечом ростовских самураев. 

Книга пяти колец 

Именно так называется самый известный философский трактат, написанный в XVII веке мастером меча Миямото Мусаси. Основу книги составляет мастерство стратегии ведения поединка с учетом разбора различных школ по владению мечом. Белой нитью через весь трактат протянута мысль отличия обычного человека от самурая, которое, по мнению автора, заключается в том, что в случае опасности самурай должен не только суметь защититься от противника, но и обязательно его победить. То есть эта книга давно стала настольным учебником для всех кендоистов мира, и ростовские кендоки здесь не исключение. 

«Вообще, «Книга пяти колец» для тех, кто занимается японскими боевыми искусствами, особенно мечом, да и вообще — книга, которую обязательно нужно прочитать. Потому что Мусаси в своем трактате изложил все принципы боя, выделив стратегию и тактику в общем смысле этих понятий. Да, он это показал через меч, но те принципы, которые изложены, применимы в любом деле, чем бы человек ни занимался. Если есть взаимодействие человека и человека, особенно какая-то борьба, советы применимы. Мы, как старшие сотоварищи, конечно, рекомендуем к прочтению эту книгу нашим ученикам», — рассказал президент федерации. 

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что кендо — это уникальный вид спорта, способный не только укрепить физически, но и дать некую внутреннюю силу для новых жизненных свершений. Безусловно, кто-то назовет этот спорт «единоборством для мазохистов», но любые боевые искусства в каком-то смысле связаны с самоистязанием. Если человек целеустремлен и занимается регулярно единоборствами, он будет испытывать трудности, будет потеть, получать ссадины и синяки, но, преодолевая все это, идти к новым свершениям. Именно эти моменты и позволяют тебе развиваться дальше и закаляют твой дух. Проверено на себе.