11:47
29 ноября ‘21

«20 идей Дмитрия Давыдова»: как бороться с нетрезвым вождением

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Расхожее выражение «У России две беды: дураки и дороги» уже не актуально.

Море по колено

Во-первых, дураков, увы, хватает во всем мире. Во-вторых, дороги в нашей стране постоянно строят, обновляют и улучшают. А в-третьих, по этим дорогам, увы, ездит немалое количество людей, изрядно принявших на грудь перед тем, как сесть за руль. И вот это уже настоящая беда. Судите сами: согласно статистике, только в 2020 году по вине водителей, которым, согласно другой русской пословице, море по колено, а лужа по макушку, произошло 18 582 ДТП – то есть примерно каждое седьмое. Из всех смертельных случаев в результате дорожных аварий 28% – прямое следствие пьяного вождения.

Статистика эта говорит об одном: люди не боятся садиться за баранку, будучи сильно нетрезвыми. Существующие меры на большинство из них попросту не действуют.

Не так давно страна коллективно возмущалась поведением известного актера: какой ужас, ехал на машине пьяным в дым, и в результате погиб человек. Почему-то мало кому приходит в голову, что вождение в маловменяемом виде – отнюдь не проблема отдельно взятой медийной персоны; это проблема множества наших соотечественников. В том же 2020 году по вине нетрезвых водителей произошло 4438 смертей. Увы, мы готовы бесконечно сокрушаться по поводу морального облика одного-единственного артиста – и в то же время нас мало трогают сухие цифры. А зря. За каждой из этих цифр скрыта трагедия.

Национальная проблема?

Еще одной бедой России традиционно называют пьянство. Что ж, это близко к истине – по употреблению алкоголя на душу населения мы который год уверенно входим в первую десятку «пьющих стран». Впрочем, радует то, что с 2007 года согласно все той же неумолимой статистике россияне стали пить меньше.

Но с не меньшим рвением, выпив, садятся в автомобиль на водительское место и выезжают на дорогу.

Однако борьба с пьянством в России – это отдельная история. Для начала нужно добиться хотя бы того, чтобы граждане нашей огромной страны не ездили по городам и весям в состоянии опьянения.

Старорежимные плакаты в стиле «выпил – за руль не садись» давно не работают. Стикеры возле винных магазинов вроде «просим не садиться пьяными за руль» – по всей видимости, тоже. Даже штрафы и перспектива временного лишения водительских прав людей не пугают.

Так, может быть, имеет смысл ужесточить меры наказания?

Что хорошо японцу…

…то теоретически и русскому не навредит. Так, Дмитрий Давыдов предлагает использовать в борьбе с нетрезвым вождением опыт Страны восходящего солнца. Мудрые японцы практически справились с этой проблемой, значительно ужесточив меры наказания для пьяных водителей. Например, тому, кто будет уличен стражами правопорядка в том, что сел за руль подшофе, в Японии придется платить штраф в размере до одного миллиона йен (это 650 000 рублей); также нарушителю грозит лишение свободы сроком до пяти лет. При этом степень суровости наказания напрямую зависит от степени опьянения водителя.

Интересно, что с точки зрения японского законодательства вина за пьяное вождение лежит не только на водителе, но и на его окружении. Там вполне могут оштрафовать и даже посадить пассажира, который ехал рядом с нетрезвым водителем (логично: знал же, что человек выпил, почему не отговорил его садиться за руль – ведь это запрещено!). Виноватым может оказаться и тот, кто продал водителю алкоголь – если удастся доказать, что бармен или продавец в магазине знал, что его клиент за рулем. Так что в местных ресторанах принято спрашивать посетителей, заказывающих алкоголь, на каком виде транспорте они собираются добираться домой – и если на автомобиле, то кто поведет его.

Радикально? Еще как. Но зато и результаты впечатляют: автомобилистов на роскошных японских дорогах с каждым годом все больше и больше, а смертность от ДТП в период с 2000 до 2019 года сократилась почти в три раза – на 62%.

«20 идей Дмитрия Давыдова»: как бороться с игровой зависимостью

Наказание за преступление

Да, японские средства борьбы с нетрезвыми водителями способны шокировать среднестатистического россиянина. Возможно, имеет смысл несколько скорректировать их перед перенесением на землю родных осин. Согласно предложению Давыдова, штраф за пьяное вождение следует увеличить с 30 000 до 100 000 рублей, а срок лишения водительских прав – до трех лет (сейчас лишают на полтора-два года). Разумным видится и наказание для пассажиров. Согласно действующему законодательству, тот, кто ехал в машине с пьяным водителем, априори ни в чем не виноват – не он же вел машину, с него и взятки гладки. А ведь это неправильно: садясь в автомобиль и при этом сознавая, что поведет его человек в состоянии опьянения, пассажир автоматически становится соучастником преступления, подвергая опасности не только свою жизнь, но и жизни ни в чем не повинных людей.

Если закрепить эти предельно простые истины на законодательном уровне, удастся значительно улучшить ситуацию на российских дорогах. Давыдов надеется на то, что государство обратит внимание на его инициативы и поддержит их на законодательном уровне.