Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В условиях стагнации внутреннего иранского рынка бытовой техники Россия открыла заманчивые перспективы для экспортеров, сообщает Akharin Khabar. Однако для начала полномасштабного сотрудничества Ирану придется решить несколько внутренних проблем.
В ситуации, когда рынок товаров бытовой техники в самом Иране находится в состоянии стагнации и на нем нет полноценной купли-продажи, внимание иранских экспортеров и производителей привлекает новый зарубежный рынок. Из-за международных санкций Россия сейчас очень заинтересована в иранских товарах и в значительной степени — в бытовой технике. Многие международные производители после февраля 2022 года покинули Россию, тогда как производства в самой России недостаточно, чтобы обеспечить потребности огромного рынка.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В интервью известному местному изданию, освещающему главным образом, вопросы экономики, "Дунё-э Эктесад", производитель бытовой техники рассказал о некоторых производственных, технических и иных проблемах в этой отрасли. При этом он отметил, что особая ситуация на российском рынке фактически явила его новое открытие для многих зарубежных стран, что создает для иранцев хорошие возможности и перспективы. Представитель этого производителя подчеркнул, что заводы предпринимают усилия по увеличению производства даже в условиях стагнации на рынке бытовой техники. Первоочередной задачей в этом направлении является получение доступа к дешевому сырью: как известно, важнейшим видом сырья для производства крупной бытовой техники являются стальные листы. По словам эксперта, к счастью, таких проблем, какие были с крупнолистовой сталью в прошлые годы, сейчас нет. Но в то же время, чтобы производить бытовые приборы меньшего размера, например, пылесосы, нужно больше пластика: потому потребность в пластиковых материалах выросла, и многие производители сейчас ищут необходимое сырье.
С другой стороны, для производства некоторых товаров Ирану необходимо иностранное сырье, но при этом действуют строгие таможенные законы, мешающие решению этой проблемы. К сожалению, отмечает собеседник издания, таможенное законодательство быстро меняется, многочисленные и часто внезапные изменения в циркулярах и распоряжениях, появление новых правил — все это является большой проблемой, от которой страдают и крупные производители, и собирающие отдельные приборы кустарные мастерские. Но при этом свободно закупать иностранное сырье нельзя: некоторые банковские ограничения и трудности с переводом средств за рубеж усложняют положение иранских производителей. Таможня, говорит эксперт, становится серьезным вызовом для производителей: последние часто не информируются вовремя о введении таможенных правил и потому не успевают адаптироваться к новым условиям.
Помимо технических сложностей, постоянные изменения создают проблемы и психологического характера: производитель теряет энергию и мотивацию, что тоже мешает непрерывному и качественному производству. И если ситуация не изменится, а стрессовые условия для производителей сохранятся, придется столкнуться со снижением производства в секторе бытовой техники.
Контрабанда "убивает" производство
Представитель производителя бытовой техники — компании Datees сообщил, что в настоящее время значительная доля мелкой бытовой техники ввозится в страну контрабандой. К сожалению, строгого контроля в части контрабанды бытовой техники нет. Как и какими средствами контрабанда проникает в страну — это всегда очень странно, а порой и невероятно.
В настоящее время многие в Иране стремятся покупать отечественную бытовую технику, чтобы в дальнейшем не возникало проблем с гарантийным ремонтом и прочим послепродажным обслуживанием. Очевидно, что в случае с ввозом контрабанды это становится невозможным. Кроме того, иранский производитель платит налоги и таможенные пошлины, но тот, кто работает с контрабандой, этого не делает, чем наносит ощутимый удар и по национальному производству. Политикам и правительству нужно выработать подходящее решение, исключающее попадание контрабандных товаров на рынки. Однозначно, если не контролировать массовое контрабандное поступление на рынок товаров и запчастей, дым пойдет в глаза и производителю, и правительству. А значит, и экспорту товаров: зарубежные покупатели в этой ситуации просто потеряют доверие к товарам иранского производства. Поэтому контрабанда губит не только производство, но и экспорт.
Конечно, вред потребителю и экспортеру наносится не только контрабандой. Иногда очень хорошо видно, как населению продают поддельную бытовую технику, что создает проблемы для отечественного бизнеса. И если поддельные товары с иностранными названиями или даже с иранскими брендами пойдут на вывоз, это немедленно вызовет недоверие к экспортеру. А некоторые зарубежные рынки, в частности российский, имеют очень строгие требования, предъявляемые надзорными органами к ввозимой продукции. И, похоже, правительству стоит проработать новые способы изоляции контрабандных и контрафактных товаров, поскольку все предыдущие планы и меры оказались неэффективны.
Развитое послепродажное обслуживание и его преимущества
Наличие мощной и развитой сети послепродажного обслуживания окажет большую помощь производителю, а значит, и экспортеру, и потребителю. Наличие послепродажного обслуживания всегда дает покупателю уверенность, что о его покупке и потраченных деньгах кто-то заботится. Но подобное обязывает производителя постоянно работать над качеством продукции, чтобы потребитель в дальнейшем мог с уверенностью обратиться к тому же продавцу. К тому же послепродажное обслуживание является еще и гарантией того, что купленный товар — не контрабанда. Это даст нужный стимул покупателю, а в конечном итоге — и самому производителю. Последнее является компетенцией служб, следящих за стандартами. Они регулярно проверяют товары и получают отчет о работе производителя, чтобы в дальнейшем были только благоприятные условия.
Кроме того, существует ряд ограничений на импорт некоторых деталей для производства бытовой техники, и потому в последние годы предпринимались усилия для производства отечественных деталей. Но в данной отрасли, особенно в набирающей популярность отрасли так называемой "умной бытовой техник", существуют такие детали, как электронные платы, разного рода датчики, которые в стране либо вообще не производятся, либо их производство, по словам специалистов, не является экономически оправданным. Потому производители вынуждены обращаться к чиновникам и правительству, чтобы создавались условия для ввоза в страну иностранных запчастей, для обеспечения того качества, которого ждут покупатели.
Неудивительно и то, что некоторые отечественные детали, которые по вышеуказанным причинам не могут конкурировать с иностранными аналогами, доходят до производителя по очень высокой цене. При этом производитель даже в нынешних условиях, когда импортные детали просто не купить, готов работать и с отечественными запчастями, но, как видно, здесь также есть множество препятствий. И производителя, который не способен к поискам различных новаций в своей продукции, неизбежно вытолкнет рыночная конкуренция, хочет он того или нет.