03:00
19 мая ‘24

В чем величие Ролана Пети (L'Express, Франция)

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi.ru в

Художник, который поставил почти 200 балетов, ушел из жизни 10 июля. Давайте же вспомним о жизненном пути этой великой фигуры французской хореографии.

Гвендаль Фосуа (Gwendal Fossois)

Художник, который поставил почти 200 балетов, ушел из жизни 10 июля. Давайте же вспомним о жизненном пути этой великой фигуры французской хореографии.

1. Одаренный ребенок

Ноги Кармен скользят по доскам пола в сопровождении чарующих мотивов Бизе. Балет, который создал в 1949 году вдохновленный великой оперой Ролан Пети, прославился по всему миру. Все началось в 1933 году, когда 9-летний мальчик пошел учиться в Школу танца парижской оперы. Семь лет спустя он попал в оперный кордебалет, а затем ушел из него в возрасте 20 лет. При финансовой поддержке отца год спустя ему удалось создать собственную труппу «Балет Елисейских полей». Этот шаг ознаменовал собой разрыв с Парижской оперой, так на сцене в его поставках появились танцоры, которые не были выпускниками ее балетной школы. В тот момент он поставил свои первые спектакли, ключевым из которых стал «Юноша и смерть» (Le Jeune homme et la mort). Они принесли ему всеобщую славу, которая не померкла на протяжении всей его балетной карьеры. 

2. Масштабные постановки

За свою жизнь Ролан Пети проделал работу поистине гигантских масштабов. С начала 40-х годов французский хореограф и танцовщик поставил более 150 балетов и добился всемирного успеха. Сначала в Европе, где он поставил «Девушек ночи» (Les demoiselles de la nuit) в Париже в 1948 году, а затем «Кармен» в Лондоне в 1949 году. Позднее он отправился в США, где принимал участие в съемках фильмов о танце, в том числе «Ганса Христиана Андерсена» Чарльза Видора (Charles Vidor) 1952 года. 20 лет спустя он создал Национальный балет Марселя, где представил зрителям ряд исключительных творений: Pink-Floyd Ballet (1972 год), «Арлезианка» (L'Arlésienne, 1974 год), «Щелкунчик» (Casse-Noisette, 1976 год), «Лебединое озеро и его колдовская сила» (Le Lac des Cygnes et ses maléfices, 1998 год) и многие другие. За долгие годы работы ему удалось представить немалую часть своих постановок на крупнейших сценах мира: от Американского театра балета, до Нового национального тетра в Токио и Большого тетра в Москве.         

3. Работа с великими людьми

После самых первых успехов Ролан Пети оказался в окружении многих знаменитых артистов тех времен, которые сформировали облик своей эпохи. Либретто балета «Юноша и смерть» написано Жаном Кокто (Jean Cocteau), который вдохновлялся музыкой Баха. Либретто «Рандеву» (Rendez-vous, 1945 год) – Жаком Превером (Jacques Prévert) на композицию Жозефа Космы (Joseph Kosma). Декораторами в постановках выступали такие знаменитые художники как, например, Пикассо в «Рандеву» и Кристиан Берар (Christian Bérard) в «Юноше и смерти». В 1950 году Раймон Кено написал слова для «Пожирательницы бриллиантов» (La Croqueuse de diamants), главную роль в которой сыграла Зизи Жанмер (Zizi Jeanmaire). В 1953 году он работал с Орсоном Уэллсом (Orson Welles) в постановке «Красавица во льду» (The Lady in the Ice). Список тех, с кем ему довелось сотрудничать, очень велик, однако отметим также участие рок-группы Pink Floyd в 1972 году.     4. Толчок для карьеры Зизи Жанмер

Кроме того, Ролан Пети стал тем, кто дал толчок блестящей карьере Рене Марсель Жанмер, на которой он женился в 1954 году. Эта женщина воплотила в себе образ музы мэтра, который создал ее и черпал в ней вдохновение. Сначала артистка выступала в Парижской опере, а затем присоединилась к хореографу в «Балете Елисейский полей» и Парижском балете. Она выступала в роли Кармен на одной сцене с Роланом Пети, который играл Дона Хосе, и прославилась под псевдонимом Зизи. Отправившись вместе с Пети в США, она добилась всемирной известности благодаря семимесячной постановке «Кармен» на Бродвее, а также ролям в театре и кино. Втора волна славы пришла в 1956 году, когда Ролан Пети распахнул перед ней двери мюзик-холлов. Пика популярности она достигла в 1961 году с постановкой «Штучка с перьями» (Mon truc en plumes).   

5. Разнообразие репертуара

Секрет успеха Ролана Пети заключается в том, что ему удалось предложить публике авангардное творчество в послевоенную эпоху. В первых же своих творениях он продемонстрировал театральное восприятие балета, а также разрыв с более классическим подходом, которого придерживалась Парижская опера и, в более широком плане, русская балетная школа начала XX века. На протяжение всей карьеры ему удавалось разнообразить репертуар как в музыкальном плане (Pink Floyd Ballet), так и с точки зрения постановки и костюмов («Собор парижской Богоматери», 1996 год). Он входит число художников-революционеров, которые оставили несмываемый след истории хореографии и балета.