16:50
21 февраля ‘19

Bloomberg‍ неадекватно оценил переход российской нефтяной отрасли к новым правилам, считает эксперт

Опубликовано
Источник:

Российская нефтяная отрасль готовится к вступлению в силу новых правил по содержанию серы в топливе, и прогнозируемые Bloomberg потери являются приблизительными. Об этом рассказал эксперт ФБА "Экономика сегодня" Андрей Гордеев.

Об этом рассказал эксперт ФБА "Экономика сегодня" Андрей Гордеев.

Нефтяная отрасль России потеряет существенную часть доходов в результате вступления в силу в 2020 году новых правил заправки судов, выработанных Международной морской организацией при ООН (IMO). Об этом пишет Bloomberg.

Новые правила потребуют заправлять корабли топливом с содержанием серы не более 0,5% либо устанавливать скрубберы — специальные очистительные устройства. Сегодня порог содержания серы в топливе составляет 3,5%.

В России производится в основном нефть марки Urals высоким содержанием серы. Модернизация ряда предприятий не даст отрасли полностью подготовиться к новым требованиям, сообщает Bloomberg. 

"Российский нефтяной сегмент, вероятно, окажется среди тех, кто сильнее всего пострадает с финансовой точки зрения", — пишет агентство. 

Общая выручка России от продажи нефтяного топлива в 2017 году, по подсчетам Bloomberg, составила около $9 млрд. В 2020 году потери нефтяной отрасли могут составить больше трети этой суммы, $3,5 млрд.

Проблема решаема

Введение этого правила - не новость для российской нефтяной отрасли, у нас ведутся работы в этом направлении, и в соответствии с законодательством содержание серы в судовом топливе планомерно снижается, объясняет младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Андрей Гордеев.

"Да, мировые темпы этого процесса опережают, мы немного отстаем, но нельзя сказать, что мы не предпринимаем никаких усилий. Кроме того, все-таки нефтяные компании проводят модернизацию заводов. Потери, конечно, будут, но не такие существенные, а проблема в целом решаема", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня", отметив важный момент - сроки введения этой нормы в России чуть другие, чем в остальном мире, несколько позже она вступит в силу. 

Темпы модернизации

Нельзя сказать, что российские нефтяники не готовы к введению данного правила. Впрочем, модернизация предприятий отрасли могла бы идти более активно, но тут препятствием выступает налоговая реформа, которая не дает нефтяным компаниям прогнозировать ситуацию на рынке и вкладываться в модернизацию более основательно, поясняет Андрей Гордеев.

"Если бы налоговая система была бы более стабильной, темпы модернизации, наверное, были бы выше. А так, сроки окупаемости постоянно смещаются. Нефтяные компании могли бы увеличить цены на внутреннем рынке, чтобы получать больше прибыли и вкладывать. но это привело бы к кризису. Так что компании сдерживаются, а это ведет к сокращению маржинальности", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Напомним, что в течение последних нескольких лет в стране реализуется реформа налогообложения в нефтяной сфере. Важным ее направлением остается завершение налогового маневра. Он будет проводиться в течение шести лет, начиная с 1 января следующего года, и предполагает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% от цены нефти, а также сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты параллельно с повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Цифры - приблизительные

Что до цифр возможных потерь, которые приводит Bloomberg, они "приблизительные" и в реальности ниже, указал Андрей Гордеев. 

В последнее десятилетие в нефтепереработку в России было инвестировано $74 млрд. Как следствие, топливо, что идет с нефтеперерабатывающих заводов на внутренний рынок, достигло самого высокого - пятого экологического класса. Сегодня содержание серы в топливе в 200 раз ниже по сравнению с тем, что уходило на АЗС в конце прошлого десятилетия. Тем не менее, по своей структуре производимая продукция нефтепереработки отстает от европейской.