Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на глубокую ночь, в бетонном здании КГБ горел свет. Когда люди подошли к железным воротам, охранники быстро забежали внутрь. Через некоторое время вышел худощавый мужчина небольшого роста. Если бы он был не в форме, никто бы и не подумал, что это офицер. Он встал недалеко от ворот и, уставившись на толпу, сказал: «Даже не думайте о том, чтобы проникнуть сюда».
Акиёси Комаки
Ночь на 5 декабря 1989 года была очень холодной. Пятитысячная толпа, собравшаяся у министерства госбезопасности ГДР в Дрездене, была, однако, крайне разгоряченной. После разрушения Берлинской стены, являвшейся символом холодной войны, прошел месяц. В Дрездене люди вышли на демонстрацию с требованием о демократизации.
«Верните наши данные!», — кричали возбужденные люди. Они стали взбираться по стене. Вскоре министерство, которое практически не оказывало никакого сопротивления, оказалось под их контролем. Через шесть часов кто-то из толпы предложил захватить и КГБ. 15 человек направились в отделение КГБ, которое находилось всего в 100 метрах.
Среди них был Зигфрид Данатс (82), работавший в то время инженером в правительственном НИИ. «Поскольку здание министерства мы захватили легко, все были уверены в том, что удастся захватить и КГБ».
Несмотря на глубокую ночь, в бетонном здании КГБ как обычно горел свет. Когда люди подошли к железным воротам высотой один метр, они увидели, как охранники быстро забежали внутрь. Через некоторое время вышел худощавый мужчина небольшого роста. Если бы он был не в форме, никто бы и не подумал, что это офицер.
Он встал недалеко от ворот и произнес следующее, уставившись на толпу: «Даже не думайте о том, чтобы проникнуть сюда. Я приказал вооруженным товарищам охранять это место. Повторяю еще раз: уходите».
У солдата, стоящего рядом с мужчиной, в руках было оружие. Все говорило о том, что он будет стрелять, если толпа попытается проникнуть внутрь. Несмотря на легкий русский акцент, офицер говорил на правильном немецком языке. Он говорил тихо, но твердо. Зигфрид почувствовал, что солдат действительно будет стрелять.
Демонстранты были удивлены этим предупреждением. Они испугались и сразу же ушли. Разговор занял всего пять минут, однако офицер произвел сильное впечатление на Зигфрида. Когда СМИ сообщили о преемнике президента Ельцина, он понял, что этим небольшим мужчиной был 37-летний Путин.
Зигфрид так характеризует Путина: «Невооруженный офицер словами заставил толпу уйти. Это говорит о том, что у него есть власть над людьми».
Путин, начавший работать в КГБ в 1975 году, не выражал желания работать за границей. С 1985 по 1990 годы он, однако, работал в дрезденском отделении, собирая информацию о НАТО. Он жил с женой и двумя дочерями. Часто ходил в любимый бар, в общем наслаждался жизнью. Однако неожиданно все изменилось.
В настоящее время в небольшом белом здании КГБ находится учебное заведение, где изучают философию. Для того, чтобы избавится от имиджа КГБ, двухметровую стену разобрали и сделали ниже.
Когда я пришел туда, у лестницы, по которой 25 лет назад в 1989 году спустился Путин, стояли студенты. Когда они узнали, что я журналист, пригласили меня вовнутрь. Из окна большой комнаты, находящейся на первом этаже, видны ворота, за которыми собрались демонстранты.
Министерство госбезопасности ГДР, находившееся неподалеку, демонстранты захватили за несколько часов. Возможно, Путин и его коллеги также выглядывали из этого окна, прислушиваясь к шуму.
Путин практически ничего не рассказывал о том, что случилось в тот день. В его интервью, опубликованном в 2000 году, когда он стал президентом, есть только несколько слов об этом: «Толпа окружила наше здание. Угроза была серьезной. Никто не пытался нас защитить. Мы были готовы действовать сами в рамках соглашений между органами СССР и ГДР. Мы были вынуждены продемонстрировать толпе нашу готовность. Это произвело должное впечатление. На некоторое время».
Продемонстрировать готовность действовать. Эти слова Путина отпечатались в мозгу Зигфрида.
В интервью Путин говорит «мы». Тем не менее из всех сотрудников КГБ, находившихся в здании, к толпе вышел только Путин.
В Праге я встретился с Владимиром Усольцевым, который работал вместе с Путиным в Дрездене. Он рассказал мне следующее: «В тот день меня не было в Дрездене. Когда сослуживцы рассказали мне о том, что произошло, я не удивился. Путин — храбрый человек. Я знал, что он настоящий солдат. Если у вас нет крепких нервов и решительности, вы не сможете в одиночку разговаривать с толпой, которая пытается проникнуть внутрь. Возможно, тогда он впервые проявил свою натуру».
По словам Усольцева, Путин с автоматом в руках предупредил, что он лично расстреляет тех, кто попытается перелезть через забор. Это расходится со словами Зигфрида, который сказал, что с Путиным был вооруженный солдат. Но их рассказы сходятся в том, что Путин один остановил натиск демонстрантов.
Угроза развала государства
Берлинская стена была разрушена в ноябре. После этого Путин и его сослуживцы занялись уничтожением секретных документов. Было ясно, что ГДР пришел конец.
Когда пришли демонстранты, сотрудники как раз уничтожали бумаги. Именно поэтому было важно не дать толпе попасть внутрь.
В интервью Путин рассказал следующее: «Мы уничтожили все. Адреса, контакты. Я сжег много документов. Даже печь взорвалась. Жгли днем и ночью».
Ценность потеряло все, что было создано, пока он был сотрудником КГБ. Наоборот, все эти данные стали угрозой для безопасности.
После того, как демонстранты ушли, Путин запросил по телефону помощь у советских войск, находящихся в ГДР. На это ему ответили, что они ничего не могут сделать, пока не будет указаний из Москвы. Но Москва молчала. В тот момент Путин ощутил, что СССР осталось жить недолго.
Крушение государства, о котором невозможно было даже подумать, что оно способно пошатнуться. Наступающая разозленная толпа. Эти дрезденские события сыграли решающую роль в дальнейшей жизни Путина.
«В Дрездене Путин увидел, как из-за толпы, которая разозлилась на власть, разваливаются государство и его собственная спокойная жизнь. Это в определенном смысле травмировало его. Каждый раз когда толпа выражает протест, перед Путиным появляется дрезденское привидение. Чтобы устранить беспокойство, он идет на жесткие меры. Так было и в случае протестного движения в России, и в случае с украинским кризисом», — считает глава московского бюро немецкого журнала «Фокус» Борис Райтшустер.
Мир и Япония в 1989 году
В 1989 году мир серьезно трясло. В июне в Пекине произошла трагедия на площади Тяньаньмэнь. В ноябре пала Берлинская стена. 2 и 3 декабря на Мальте состоялись переговоры между президентом США Джорджем Бушем-старшим (George Bush) и президентом СССР Михаилом Горбачевым, которые стали сигналом об окончании холодной войны. Через два дня в Дрездене Путин встал лицом к лицу с демонстрантами.
Япония была близка к пику экономики «мыльного пузыря». Премьер-министры сменялись один за другим. На парламентских выборах в июле к власти неожиданно пришла находившаяся в оппозиции Социалистическая партия под руководством Дои Такако (Doi Takako). В этом году члены Аум Синрикё убили семью адвоката Сакамото (Sakamoto), однако до 1995 года их считали пропавшими без вести.