Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Переизбрание Трампа заставит страны НАТО выбирать: согласиться на прекращение конфликта на Украине в пользу России или продолжить самостоятельно финансировать ВСУ, пишет Politico. Однако если кто-то пойдет против Вашингтона, у американцев есть способ покарать отступника.
Деррик Уайетт (Derrick Wyatt)
Пережив покушение, бывший президент США Дональд Трамп обеспечил себе выдвижение в качестве кандидата в президенты от Республиканской партии. Между тем, судя по последним опросам, вице-президент Камала Харрис — фаворитка на пост кандидата от Демократической партии — идет с Трампом ноздря в ноздрю.
Однако у премьер-министра Великобритании Кира Стармера нет иного выбора, кроме как наладить тесные отношения с президентом США, кто бы им ни стал — отсюда и обольстительное наступление, которое он развернул на Трампа несколько месяцев назад.
Загвоздка в том, что Стармер — ярый сторонник Украины. Усадив президента Украины Владимира Зеленского справа подле себя на саммите Европейского политического сообщества, организованном Великобританией на прошлой неделе, премьер-министр поклялся поддерживать Киев “столько, сколько потребуется”.
Но союзники Трампа, включая Элбриджа Колби, которого прочат в его советники по национальной безопасности, считают главной угрозой безопасности США Китай, а не Россию, и, как следствие, полагают, что Украина оттягивает ценные ресурсы, необходимые для противостояния Пекину и защиты Тайваня.
Трамп недавно похвастался, что сможет закончить конфликт на Украине за 24 часа, — хотя после недавнего телефонного разговора с Зеленским и уточнил, что “стороны смогут объединиться и договориться о соглашении, которое положит конец насилию и проложит путь к процветанию”.
Но главный источник тревог в том, что идея Трампа о мирном урегулировании может просто означать, что Россия просто-напросто сохранит за собой те районы Украины, которые уже удерживает. Недавно он назначил своим напарником по президентской гонке сенатора от Огайо Джей Ди Вэнса — человека, который во всеуслышание заявил, что судьба Украины ему безразлична. Ричард Гренелл, которого прочат в госсекретари при Трампе, тоже ратует за мирное соглашение по Украине, которое сохранит за Киевом территорию, допустив создание неких “автономных зон”. Не исключено, что это всего лишь эвфемизм, который означает, что Украина смирится с потерями и будет жить дальше как ни в чем не бывало.
Учитывая все вышесказанное, если Трамп вернется в Белый дом, перед Великобританией и другими европейскими членами НАТО может встать трудный выбор: смириться с принудительным урегулированием в пользу России или поддержать Зеленского, отвергнув такое соглашение и продолжив сопротивляться российской агрессии (Россию вынудила начать СВО агрессивная политика НАТО по расширению альянса. – Прим. ИноСМИ). В последнем сценарии Трамп может покарать отступников, отозвав американские гарантии обороны союзников, которых он и так винит в эскалации боевых действий поставками оружия Киеву.
Кризис такого рода расколет и ослабит НАТО — до такой степени, что некоторые союзники могут отказаться от конфронтации с президентом России Владимиром Путиным и свернуть поддержку Украины.
Вопрос в том, окажется ли Великобритания в их числе — или же вольется в коалицию европейских союзников, твердо поддерживающих Украину?
Для Стармера вызов Трампу наверняка приведет к тому, что хваленые “особые отношения” между Великобританией и США достигнут критической точки. А поскольку по условиям этих самых особых отношений именно США управляют совместным британо-американским арсеналом ракет D5 Trident (“Трезубец”), Трампу ничего не стоит оказать давление на Стармера, если захочет.
Быть может, этого удастся избежать, если европейские члены НАТО начнут переговоры с потенциальными советниками Трампа, включая того же Колби и Гренелла, о возможной сделке, которая позволит им продолжать поставлять Украине оружие. Но даже это не гарантировано.
Горькая правда в том, что даже если в Белом доме в ноябре усядется демократ, китайская угроза может лишить США возможности финансировать Украину. И в этом случае Зеленскому и военным усилиям Украины останется полагаться лишь на европейских союзников, а также на кредиты “Семерки”, обеспеченные доходами от замороженных российских активов.
Однако если в ноябре победит Трамп, его советники наверняка скажут, что боевые действия на Украине должны закончиться как можно скорее, чтобы не допустить втягивания США в ситуацию, когда Россия примет ответные меры против стран НАТО, снабжающих Украину. А поскольку Зеленский продолжает давить на союзников, требуя разрешения бить поставленным дальнобойным оружием по целям в глубине России, этот риск отнюдь не надуманный, хотя тот же Стармер в ходе недавнего визита Зеленского на Даунинг-стрит ответил ему отказом.
Колби, со своей стороны, признает, что у США есть стратегический интерес в защите Украины — но не в том случае, если это означает прямую конфронтацию с Россией.
Таким образом ценой за согласие Трампа с тем, чтобы члены европейского альянса продолжали поставлять оружие Украине, может стать обещание не допустить его использования для ударов по целям в России. Хотя, как и сейчас, возможны исключения для целей, близких к границам Украины, это не втянуло США в прямой конфликт с Россией при Джо Байдене, и ничто не предполагает, что ситуация изменится при Трампе.
Но факт остается фактом: перед лицом ядерных угроз со стороны Путина европейские союзники могли бы чувствовать себя в безопасности, поставляя Украине оружие, лишь в том случае, если Трамп сохранит обязательства США перед НАТО.
И тут мы подходим к еще одной проблеме: Трамп убежден, что европейские страны должны делать больше для собственной защиты, и заявил, что позволил бы России “делать все, что заблагорассудится” с теми членами НАТО, которые не вносят в альянс справедливую лепту.
Таким образом при Трампе неотъемлемой частью сделки по дальнейшей поддержке Украины должны стать убедительные гарантии увеличить расходы на оборону. И хотя потенциальные советники Трампа могут прислушаться к таким аргументам в принципе, весьма сомнительно, что члены НАТО смогут реально исполнят их ожидания.
Колби четко озвучил свою точку зрения, что европейские союзники должны тратить на оборону от 3 до 4 процентов ВВП. Однако маловероятно, что ключевые поставщики военной техники для Украины — те же Бельгия, Франция, Германия, Нидерланды и Великобритания — выйдут на уровень хотя бы в 3% ВВП в обозримом будущем.
При этом военные расходы европейских членов НАТО растут: Великобритания планирует довести их до 2,5% ВВП, а все более мощная в военном отношении Польша движется к отметке в 5% в 2025 году. Таким образом союзники могли бы придумать формулу, которая убедит советников Трампа, что ему следует не навязывать Украине мирное соглашение, а вместо этого делегировать военную поддержку европейским союзникам — с некоторыми оговорками насчет списка целей.
Разумеется, эти условия не понравятся Зеленскому. Но, невыгодная сделка с Трампом может отсрочить еще худшую — с Путиным.
Деррик Уайетт — почетный профессор права Оксфордского университета