Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для Запада крайне нежелательна эскалация событий на Ближнем Востоке, пишет Evrensel. Одна из причин — энергетическая безопасность. Запад, переживающий кризис из-за конфликта на Украине, не желает полномасштабной войны в регионе, откуда получает нефть и газ.
Хедие Левент (Hediye Levent)
Израиль сначала атаковал здание в Дахии, оплоте "Хезболлы" в Бейруте, где находился высокопоставленный представитель организации. Через восемь-десять часов было совершено убийство главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании (İsmail Haniyye), находившегося в Тегеране по случаю церемонии инаугурации нового президента Ирана.
Этими двумя убийствами Израиль, очевидно, сделал шаги, которые заставляют ливанскую "Хезболлу" и Иран ответить. Но что будет дальше? Действительно ли существует риск региональной войны? Как смерть Хании повлияет на организацию и войну в Газе?
Прежде чем рассмотреть возможные ответы на эти вопросы, вспомним, в каких условиях произошли два убийства. И вернемся немного назад.
Вслед за нападением ХАМАС на израильские поселения 7 октября прошлого года начала нарастать напряженность. Расчеты Израиля, убившего в секторе Газа почти 40 тысяч человек, не сработали, и война затянулась. По мере продолжения боевых действий нагрузка на экономику росла, при этом оппозиция Нетаньяху – главе правительства, созданного совместно с крайне правыми, стала расширяться. В то время как одни обвиняют Нетаньяху в том, что он "не сровнял Газу с землей", то есть в трусости, другие утверждают, что война в Газе умышленно затягивается ради спасения Нетаньяху. Америка и европейские страны, готовые поддержать Израиль при любых обстоятельствах, тоже поняли, что не смогут открыто защищать массовые убийства Израиля в секторе Газа. Вмешался президент США Байден, и была представлена дорожная карта, склоняющая правительство Нетаньяху и ХАМАС к прекращению огня в Газе. Однако в Америке началась предвыборная гонка, Нетаньяху не собирался отказываться от сектора Газа, и, что еще важнее, одним из кандидатов в президенты США был Трамп.
Конечно, Нетаньяху – не единственная причина, по которой объявленная Байденом дорожная карта, предусматривающая прекращение огня в Газе, не может быть претворена в жизнь, тем не менее во многом ответственность лежит на нем. Потому что Нетаньяху сделал все возможное, чтобы добиться откладывания переговорного процесса на период после выборов в США.
Более того, Нетаньяху этим не ограничился, отправился в США и выступил перед Конгрессом с речью, которую, на мой взгляд, каждый, у кого есть хоть капля совести, счел позорной. Своим выступлением израильский премьер несколько изменил атмосферу, возникшую на фоне давления, которое оказывалось на него в течение нескольких месяцев для прекращения войны в Газе. Затем в средствах массовой информации появились фотографии его теплого общения с Трампом, одним из двух звезд на небосклоне предстоящих выборов. Трамп в очередной раз заявил, что полностью поддержит Израиль в случае избрания президентом.
Так почему же правительство Нетаньяху, которое отчасти изменило настроения в свою пользу и продемонстрировало силу в том числе израильской оппозиции, вдруг совершило два убийства подряд?
Дело в том, что Нетаньяху пытается полностью сломить внутреннее и внешнее давление, вызванное войной в Газе. И в этой связи переключить внимание с сектора Газа на весь регион.
Кроме того, Израиль, вступивший в период ограниченного и контролируемого конфликта с ливанской "Хезболлой" на своей северной границе вскоре после нападения 7 октября, этими убийствами хочет заставить "Хезболлу" принять свои условия. Каждая атака на "Хезболлу" напрямую затрагивает престиж организации и требует от нее ответа. Однако организация не спешит с ответом в силу вероятности того, что он может втянуть Ливан в полномасштабную войну. Тем временем другие политические движения в Ливане, опасающиеся войны с Израилем, также пытаются усилить давление на "Хезболлу".
Вместе с тем Израиль каждым своим нападением на иранскую территорию наносит удар по престижу Ирана, заставляя ответить и его. Однако Иран и даже Израиль избегают прямой войны. Вместо этого все более ожесточенной становится борьба посредством прокси-сил, поддерживаемых Ираном.
Разумеется, с гибелью Хании ХАМАС не рухнет, война в секторе Газа не закончится, организация не поднимет белый флаг. Потому что базирующееся в Катаре политическое бюро ХАМАС и военное крыло "Бригады аль-Кассам", действующее в Газе, представляют собой структуры, способные действовать независимо друг от друга. Тем не менее Израиль, вынуждающий Иран и "Хезболлу" ответить на убийство Хании, на данный момент закрывает двери для инициатив, предусматривающих прекращение огня в секторе Газа. ХАМАС после убийства своего лидера не захочет продолжать переговорный процесс с Израилем. А это дает Нетаньяху немало времени для реализации своего плана со следующим расчетом: "Если будет избран Трамп, я заставлю весь регион, включая палестинцев, пойти на компромисс на моих условиях".
Иран и "Хезболла" не ответят Израилю? Ответят, но вполне возможно, что эта реакция будет ограниченной и не вызывающей дальнейшей эскалации. Иран не хочет, чтобы вооруженные группы, в которые он десятилетиями вливал финансирование, вооружения, технологии и так далее, были истощены открытой и неконтролируемой войной с Израилем. Не следует забывать, что Иран также ждет нового президента США для решения многих вопросов, начиная от переговоров по иранской ядерной программе и заканчивая его влиянием в Ираке. "Хезболла" же должна быть осторожна, чтобы не втянуть в безрассудную войну Ливан, где она является одним из двух основных центров, определяющих политику.
Al JazeeraКатар
В Иране убит политический лидер ХАМАС Исмаил ХанияУбийство главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании не пройдет для жителей Газы бесследно, сообщает Al Jazeera. Хания был очень популярен в регионе и пользовался репутацией прагматичного лидера. Эксперты уже предупредили: произошедшее чревато серьезной эскалацией.
31.07.2024
Хотя вероятность региональной войны возрастает, одним из тормозов такого развития событий является энергетическая безопасность. Можно сказать, что западный мир, переживший энергетический кризис после российско-украинского конфликта, не желает непредсказуемой войны на Ближнем Востоке, откуда он получает нефть и природный газ.
Но есть еще один вариант, при котором заполыхает весь регион: Нетаньяху может пожелать воспользоваться условиями, когда США сосредоточены на президентских выборах и когда европейские страны, кроме осуждений и разговоров, ничего не предпринимают для сдерживания, а региональные государства делают выпады, ориентированные на свое общественное мнение, и негласно поддерживают отношения с Израилем. Таким образом, Нетаньяху может пойти по пути дальнейшего обострения напряженности, оказывая еще большее давление на "Хезболлу" и, следовательно, на Иран, и действуя по принципу: "Если для меня Газа превратилась в болото, я не буду бороться в одиночку и превращу это в кризис для всех вас".
Таким образом, мы пока не стоим на пороге региональной войны, но находимся не так далеко от него!