Российские граждане, задержанные в Белоруссии в качестве «боевиков ЧВК», остаются в местном СИЗО в качестве заложников.
Теперь арестованные превратились в средство «выхода из ситуации» так же, как неделю назад они стали причиной того, что президент РБ Александр Лукашенко оказался в неловкой ситуации, больше похожей на ловушку. Теперь же действующий глава республики публично намекает на уместность торга по задержанным. Об этом пишет «Независимая газета».
Необходимость сохранить лицо
Как отмечают эксперты, Лукашенко после первой воинственной риторики, пошел на снижение градуса накала и публично, во всеуслышание призвал обращаться гуманно с задержанными. Однако это запоздалая мера: маховик конфликта запущен.
Без сомнения, осознавший всю абсурдность «спецоперации», не принесшей никаких политических дивидендов, Лукашенко мягкой тональностью в риторике пытается сохранить лицо и оставить место для возможного компромисса. Однако теперь он уже почти невозможен.
Именно этим вызваны призывы официального Минска, обращенные к Москве с предложением прямого диалога, вместо «перекрикивания в СМИ».
Скорее всего так происходит потому, что Кремль отныне не общается с Лукашенко напрямую- пишет политический обозреватель Александр Класковский.
Минск готов к торгу
Неосторожный шаг, предпринятый белорусской властью в отношении российских граждан, создал опасный прецедент и непростую ситуацию, которая обнажит множество «скелетов в шкафу», образовавшихся между двумя бывшими союзниками, Москвой и Минском. То, что оставалось за кулисами, за десятком «замков», станет достоянием гласности, особенно в том случае, если стороны не сумеют погасить инерцию разлада достаточно быстро.
Лукашенко сейчас безуспешно пытается достучаться в Кремль с целью показать свою готовность к компромиссу. Но задержание россиян – его очевидная ошибка, и торга здесь быть не может, подчеркивают эксперты. Прежде всего в качестве залога необходимы односторонние действия белорусской стороны для исправления разрушенных отношений и только потом возобновление диалога между странами с «чистого листа».
Класковский предполагает, что статус «заложников» (то есть лиц, задержанных без причины и оснований) у российских граждан не изменится до выборов, потом «дело» может быть «спущено на тормозах» и бойцы просто растворятся. Однако отношения между Белоруссией и РФ будет не так просто восстановить.
Остается лишь гадать, кто или что толкнуло Лукашенко на явную авантюру, которая может стоить ему «спокойной старости», в том числе политической.